Фестиваль, после которого участники спешат узнать традиции собственной семьи и региона, впервые прошел в России. В Архангельской области собрались те, кому важны истоки народного искусства. Соорганизатор фестиваля «Фолк-Кемп Open air» Надежда Гусарова рассказала «ФедералПресс», как лагерь с вековыми избами постепенно перерос в крупное мероприятие, с какими трудностями пришлось столкнуться и зачем у РЖД просили вагон.
«Проект для молодежи, которая не смыслит в культуре»
Надежда, расскажите про фестиваль, который только-только закончился. В чем была его особенность?
— Это наш первый фестиваль. Ранее мы делали лагерь для городской молодежи, который проводили в соседней от фестиваля деревне. Проект задумывался как образовательный для городской молодежи, которая ничего не смыслит в традиционной культуре, ничего не знает или имеет о ней искаженное представление.
Мы отбирали людей, они приезжали и жили в вековых избах и смотрели на культуру изнутри. То есть, чтобы сходить в баню, им надо было принести воду. Они трудились и погружались в традиционную культуру с помощью лекций, мастер-классов, выездных экскурсий. Но количество людей для фолк-кемпа ограничено. Это всего от 30 до 40 человек. Мы хотели, чтобы больше людей приезжали. Поэтому вынашивали мысль о фестивале. Это стало возможным, когда мы выиграли грант на проведение фестиваля от Президентского фонда культурных инициатив. Нам помогла краудфандинговая платформа Planeta.ru, потому что там были открыты сборы на фестиваль. Мы смогли найти эти деньги, организовать минимальные условия для проведения фестиваля и сделали его впервые.
Наверняка были и трудности, с которыми пришлось столкнуться?
— Фестиваль – это сбывшаяся мечта. Но это сопровождалось большими сложностями, поскольку территория отдаленная. Чтобы доехать, например, москвичу, надо несколько пересадок преодолеть. Сначала от Москвы до Обозерской – поездом, потом от Обозерской до Мудьюги – электричкой.
Кстати, электричка всегда ходила с одним вагоном. Мы писали в РЖД, что нам нужны дополнительные вагоны. После чего присоединили второй вагон. Потом от Мудьюги встречали автобусы, которые, по нашей задумке, должны были довезти прямо до фестиваля. Но пошли дожди, дорогу сильно размыло. И людям пришлось идти с рюкзаками, колясками, вещами, чемоданами примерно километр до фестиваля. Но тем не менее к нам приехало большое количество гостей, и фестиваль состоялся.
«Приехали в деревню Большой Бор и влюбились в нее»
Вы исполняете старинные песни, записанные в русских деревнях. Как вы находите места в глубинке? Как вас там встречают местные жители?
— Конкретно это место мы нашли, когда ездили волонтерами с группой «Родная земля» от Сретенского монастыря по всем деревням севера. Наша задача была – исполнять для людей песни, играть с детьми в игры. Так мы проехали по Онежскому району. Приехали в деревню Большой Бор, влюбились в нее, подружились с местными жителями и спустя время, когда несколько раз туда сами приезжали, мы окончательно подружились с местными и предложили им такой вариант, что у них в деревне будет проходить проект «Фолк-кемп».
Конечно, если бы не местные, это было бы невозможно, потому что они предоставляют нам дома для проживания и всячески поддерживают, дают дом культуры под занятия, выставочные залы, чтобы мы могли там провести мастер-классы. Поэтому мы не устаем благодарить местных жителей за отзывчивость, открытость, готовность к любым испытаниям. Потому что во время фестиваля наблюдается большой наплыв – около 60–70 человек внедряются в их обычную жизнь. Поэтому мы всегда помним, что мы там – гости. Настраиваем всех приезжих, что они живут в этой деревне, но должны помнить о тех, кто сюда пустил.
Что вас больше всего удивило или, быть может, удивляет в вашей работе?
— Больше всего нас удивляют люди. Мы отбираем на интуитивном уровне, а потом они становятся нашими помощниками. Например, сейчас рабочая группа, которая трудилась над созданием фестиваля, – это бывшие участники фолк-кемпов. Это девочки, которые прошли сам фолк-кемп, влюбились в проект и согласились работать над созданием фестиваля. Они нам очень сильно помогали, хотя вся рабочая группа фестиваль делала впервые. Для всех это был новый опыт. На таком общем дружественном настрое, как нам кажется, мы сделали все возможное и невозможное. Поэтому люди, которых нам дает этот проект, – для нас самое большое удивление и радость.
«Секрет любви к традиционной культуре»
Как сегодня можно популяризировать народное искусство? И надо ли? Насколько слушатели готовы? Есть ощущение, что народное где-то очень далеко от массового, но это мое личное восприятие, может, я не права.
— Мы этим вопросом задаемся с самого первого дня нашего существования. Потому наш ансамбль изначально создавался как проект, который помогает найти вот этот мостик между русской традиционной культурой, городской средой.
Мы уже испробовали много разных методов. Это концерты в непривычных местах, клубах, барах, площадках, куда люди приходят не для того, чтобы послушать фольклор, но там с ним соприкасаются. Какие-то образовательные программы. В прошлом году мы делали большую месячную программу в Москве, куда тоже приходили люди и записывались на разные мастер-классы.
В сотрудничестве с музеем ГУЛАГа в Москве проводим паблик-токи, лекции, просмотры фильмов о русской традиционной культуре. Вообще человек думающий и интересующийся своей страной и культурой так или иначе придет к тому, что такое народное искусство и где его корни. Важно, чтобы у человека была возможность соприкоснуться с культурой, потому что это тоже проблема современного мира: найти какие-то подлинные песни, истории – очень не просто. У нас есть музеи современного искусства, но у нас нет музея традиционной песни. Послушать разные регионы, посмотреть на разные обычаи, обряды – проблема сегодняшнего времени.
На нашем фестивале, который прошел в Архангельской области, было очень много людей, которые туда приехали как на фестиваль. Не на фольклорный. А просто как на уличный фестиваль и познакомились с традиционной культурой, сами того не ожидая.
Как, по вашему мнению, народное искусство может помочь в формировании системы культурной самоидентификации?
— Мы рассказываем про регионы России. И каждый человек, который приезжает с разных мест, будет ждать, когда мы начнем рассказывать про его регион. Если мы учим песню Юга России, то человек, приехавший в нам, например, из Брянска, будет спрашивать: «А какие песни пели у нас в Брянске?» Поэтому, когда есть такие условия, когда люди понимают, что Россия – это не одна традиция, что в ней уже даже от деревни к деревне отличается проведение праздников, человек будет искать то, что его отличает от других. Если мы рассказываем, что в вашем регионе водился хоровод «Тимоня», он сразу будет выцеплять это из общего рассказа.
Люди после фолк-кемпа приезжают домой и идут разговаривать с бабушками и дедушками, спрашивают о том, о чем не думали спрашивать ранее. И они начинают узнавать, как раньше выдавали замуж, какие были праздники, помнят ли они какие-нибудь песни. И даже если это какое-то очень несобранное воспоминание, все равно оно для каждого человека будет на вес золота. Потому что это напрямую относится к нему – конкретному человеку, а не к кому-то другому. Это часть его истории. В этом и секрет любви к традиционной культуре: когда ты понимаешь, какое золото зарыто у твоих предков, которое поможет тебе в будущем, ты будешь опираться на корни, понимать богатство традиционной культуры своей семьи. Это дает людям силу, сеет в них интерес к узнаванию своего рода, своей местности, своей страны.
Фото: предоставлено предоставлено Ангелиной Богатиной