В президентской кампании начинается новый этап. С 17 февраля стартуют предвыборные дебаты и агитация. «ФедералПресс» поговорил с председателем Фонда развития гражданского общества Константином Костиным о том, чего россиянам ждать от дебатов, какой будет их ключевая тема и у кого из кандидатов самая сильная позиция.
Константин Николаевич, 17 февраля начнется предвыборная агитация на выборах президента. Чего вы ждете интересного от агитационной кампании 2024 года?
— Выборы президента и в России, и в большинстве других стран – это достаточно консервативная процедура, которая находится в ментальных рамках сформировавшихся электоральных традиций и новаций. Какие-то всплески форматов и технологий, выходящие за рамки, скажем так, представления избирателей о том, как должны эти выборы протекать, маловероятны.
Тем более, что все участники кампании проявляют неформальный консенсус, что в период проведения СВО яркие предвыборные шоу, например, с плясками, концертами и другими эстрадно-массовыми форматами были бы восприняты с удивлением, непониманием и точно сработали не в пользу кандидатов.
Единственной агитационной новацией текущего цикла, по сравнению с кампанией 2018 года, я бы все же отметил более интенсивное использование возможностей сети Интернет – дистанционная коммуникация занимает все более существенное место в линейке агитационных инструментов.
У нас есть четыре кандидата: Харитонов от КПРФ, Даванков от «Новых людей», Слуцкий от ЛДПР и Путин как самовыдвиженец. Последний, как и в 2018 году, не будет участвовать в дебатах. Чем дебаты образца 2024 года будут отличаться от дебатов 2018-го? Будут ли их смотреть россияне?
— Предвыборные дебаты – штука, конечно, полезная и увлекательная, но только при одном обязательном условии – когда в них участвуют равные или хотя бы сопоставимые по своему политическому весу и потенциалу кандидаты. В остальных случаях дебаты свое значение утрачивают, интерес к ним падает, и они заметны скорее только в экспертном поле.
Массовый избиратель же вполне оправданно воспринимает нынешнюю кампанию как референдум.
Какой линии или ключевой темы в ходе дебатов будут придерживаться три кандидата от парламентских партий?
— Они будут хвалить себя. Не будут ругать оппонентов, ну, может, совсем чуть-чуть. И не станут резко критиковать власть, возможно, за исключением Харитонова, который сценически не может отойти от партийной риторики, но будет вынужден лавировать между коммунистическими речевками и необходимостью поддержания общественного консенсуса. Это, замечу, непросто и требует мастерства и политического опыта.
Какие политтехнологические приемы вы ожидаете увидеть в ходе президентской кампании 2024 года?
— Я жду, что Даванков, Харитонов и Слуцкий все же найдут в своем предвыборном графике время и побывают в новых регионах – это крайне важно, но пока таких сигналов нет. Это был бы не технологический, а политический и человеческий поступок.
Ждете ли вы каких-то необычных приемов или способов привлечения к себе внимания среди кандидатов?
— Повторюсь, выборы президента – это консервативная процедура. «Необычность» скорее может навредить, чем помочь. Не стоит выходить за рамки общественных ожиданий. Но если уж очень хочется этой самой «необычности», то всегда можно ошибиться дверью и сходить на вечеринку к одной известной ведущей и блогеру. Уверяю вас, эффект будет сногсшибательный.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, ФедералПресс / Герман Парло
Выборы президента РФ – 2024