Тюмень неизбежно стремиться стать миллионником. Но нужен ли городу статус мегаполиса и к чему это обяжет муниципальные власти? Об этом на площадке Промышленно-энергетического форума TNF-2025 «ФедералПресс» поговорил с главой Тюмени Максимом Афанасьевым.
Максим Викторович, поздравляем вас с прошедшим днем рождения! Как предпочитаете праздновать?
— Я стараюсь день-два провести время в нерабочей обстановке, немного отключиться от насыщенной повседневной работы, переключиться, подумать о прожитом годе, подумать о планах на будущее, ну и совместить с чем-то интересным, с досугом, который может принести пользу.
В этом году мне удалось совершить мотопутешествие в Беларусь. Я посетил город Минск, Могилев, и на обратном пути с большим интересом – город-герой Смоленск. Братская республика Беларусь – очень интересная территория, которую особенно рекомендую всем посетить, взять с собой детей.
Многие жители выражают надежду, что Тюмень все-таки станет городом-миллионником. А вообще надо ли это, на ваш взгляд градоначальника? И какие трудности это за собой может привлечь?
– На самом деле нет такой цели стать городом-миллионником – это проявление результата эволюционного развития. Есть территории, которые имеют в результате своей эволюции прирост населения, есть – которые имеют отток. Но согласитесь, лучше, когда нас больше, чем когда нас становится меньше. Ведь как только начинается отрицательная динамика – это первый звоночек, сигнал для инвесторов, для родителей с видением будущего своих детей. Потому что только в результате естественного эволюционного отбора появляются лучшие идеи, воплощаются в жизнь, создаются уникальные пространства, проводятся события. То есть когда есть динамика – она во всем, и условия сравнивать нужно всегда. Если это не в твоем городе, значит, она где-то в другом. А это своего рода уже конкуренция за человека: за человека, который учится, за человека, который будет работать, будет зарабатывать себе доходы и уплачивать налоги, формировать источник развития города. И если нас будет больше, то город будет намного благополучнее, наш житель будет чувствовать себя намного комфортнее, безопаснее, его благосостояние будет устойчивым. Поэтому нужно соразмерно своим возможностям экономики ставить задачи по приросту населения и эти процессы синхронизировать.
Не столь важно, чтобы нас стало больше, а чтобы еще следовать тем вызовам, которые формируют наше население. Это дороги, это образовательная среда, это культурная среда, спортивная среда, это событийный спектр услуг. Это все накладывает обязательства на власти всех уровней, на бизнес-сообщество, то есть на всю экосистему города. И чтобы не надорваться, важно спланировать эту работу не только с точки зрения градостроительного развития, но и с точки зрения социально-экономического развития.
Изменится ли при этом подход к благоустройству Тюмени, в том числе в новых районах?
— Он уже меняется, и очень хорошим образом, благодаря нашим девелоперам, архитекторам, дизайнерам, проектировщикам. Очень много смелых, ярких решений, которые уже получили признание на российском уровне. И для того, чтобы город стал узнаваемым как единое целое, стоит задача в рамках разработки мастер-плана города разработать дизайн-код. Это стандарт городского благоустройства, который будет визуально и эмоционально соответствовать пониманию, что ты в Тюмени. Некий такой, с одной стороны, знак качества, с другой стороны, еще и визуал. Вот именно для этого и будет разработан дизайн-код. И для этого нужно разработать, а точнее переформатировать уже имеющиеся бренды города.
У нас за последние 10−20 лет сложилось много уникальных смысловых образов. Таким образом, мы будем полноценно, честно передавать идентику нашего города – его традиции, смыслы вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. И в итоге мы получим узнаваемый, амбициозный город через его городскую среду.
Вот сегодня у нас есть и спортивные бренды, такие как «Стальной характер», у нас есть хорошие бренды, связанные с качеством медицинского туризма – это «Медицинский город», у нас есть досугово-развлекательного плана – это «Лето Лето». Тюмень – это исторические врата в Сибирь, но для того, чтобы рассказать, нужно расширить значение этого слогана.
Каких договоренностей удалось достичь на TNF 2025?
— В моем случае, на таких площадках в первую очередь важен вопрос обеспечения функционирования городского хозяйства, важны договоренности, которые улучшат жизнь наших жителей.
И мы провели переговоры с инвестором, который вышел с инициативой построить завод по переработке бывших в употреблении покрышек, шин, с той целью, чтобы обеспечить, с одной стороны, экологию города и, с другой стороны, вторично использовать это сырье для изготовления других предметов, в первую очередь в целях благоустройства в нашем городе.
Мы часто с вами наблюдаем, как эти покрышки становятся элементом отходов на тех или иных территориях. А все, честно говоря, оттого, что нет им сегодня достойного применения. Нужно формировать бережную экономику и, соответственно, я ставлю себе задачу реализовать этот проект.
Фото: ФедералПресс / Ксения Чилимова
Разговор с кабмином


