МОСКВА, 7 февраля, ФедералПресс. На пресс-конференции представитель «ФедералПресс» задал вопрос о развитии ветроэнергетики. Эксперты рассказали о принципах локализации производств.
В пресс-центре МИЦ «Известия» прошла пресс-конференция, вопрос на которой задал представитель «ФедералПресс». Мы затронули тему ветроэнергетики.
В ЮФО Адыгея и Ростовская область являются регионами-лидерами по данному направлению.
«Понятно, что власти идут по пути выбора наилучшего оборудования, но оно пока зарубежное. Почему в российском производстве пока нет достойного аналога? Ведь есть сильно развитый оборонный сектор, а вопрос энергии является именно из этого разряда. Когда мы перейдем на отечественное оборудование?» – был задан вопрос экспертам.Игорь Брызгунов, председатель правления Российской ассоциации ветроиндустрии рассказал, что сейчас устроен так, что дешевле приобретать какую-то технологию, чем ее долго осваивать.
«Наше законодательство позволяет развивать производство на территории России, локализуя его здесь. В современном мире уже неважно, какой бренд стоит на вашем оборудовании. Важно локализуете ли вы производство компонентов. Ведь у нас с вами много «бегает» по дорогам автомобилей с иностранными марками. Однако же внутренняя «начинка» этих автомобилей во многом произведена у нас в стране», – рассказал в качестве примера Игорь Брызгунов.
Эксперт обратил внимание, что аналогичная ситуация складывается и с ветроэнергетикой: башни, лопасти, гондолы и их внутренняя часть – это уже предметы производства наших заводов.
Вице-президент по стратегии и управлению производственным портфелем и трейдингу ПАО «Фортум» Дмитрий Боровиков отметил, что инвесторы должны использовать продукцию, которая произведена на отечественных предприятиях, в определенной степени. По его словам, по ветрякам – более 65 %, по солнечным электростанциям – 75 %. Соответственно, все эти требования сейчас выполняются.
«В случае если вы не используете отечественную продукцию, то ваш тариф снижается в 2-2,5 раза. Соответственно, у вас естественный экономический стимул использовать, в первую очередь, российскую продукцию. Производить турбину полностью с российским брендом сейчас не находится в поле экономической целесообразности, поскольку все международные производители, которые пришли в Россию работают не только на российском рынке, но и на глобальном», – отметил эксперт.
Дмитрий Боровиков подчеркнул, что российский рынок пока не является крупномасштабным, поэтому та система, которая была выбрана в России, стимулирует к тому, чтобы компоненты производили на российском рынке, но не обязывает полностью закрываться и изолироваться от внешнего рынка.
Гендиректор Центра энергоэффективности – XXI век (ООО «ЦЭНЭФ-XXI»), доктор экономических наук Игорь Башмаков считает, что сегодня практически все цепочки любого вида оборудования глобализированы.
«Вы редко найдете какой-то вид оборудования, кроме, может быть, какого-нибудь глиняного горшка, который кто-то делает на гончарном круге, когда 100 % местного производства. Поэтому глобализация вот этих технологических цепочек означает, что здесь стремиться к 100 % производству не имеет смысла, а вот встраиваться в эти цепочки на разных стадиях, в производстве каких-то компонентов – очень важно», – считает он.
Брызгунов добавил, что одним из важнейших условий, которое ставит правительство перед участниками рынка – увеличение количества компонентов ветрогенераторов, которые производятся у нас в России.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин