ЕКАТЕРИНБУРГ, 2 февраля, ФедералПресс. В России в год образуется около 40 млн тонн отходов животноводства. Свердловская область вносит в этот объем немалый вклад. Конечно, часть навоза и помета идет на удобрения, но оказывается в максимально непригодных для таких отходов местах.
В Свердловской области за год в среднем образуется около 2 млн тонн навоза и помета. На скотоводческих фермах образуется 1,4 млн тонн навоза, на свиноводческих – 171 тыс. тонн. В птицеводстве же накапливается около 500 тыс. тонн помета. Данные приводит ИА «Уральский меридиан» со ссылкой на министерство АПК и потребительского рынка региона.
Это довольно большой объем, даже больше, чем у коммунальных отходов, которых образуется около 1,5 млн тонн в год. Но кажется, что проблем с утилизацией навоза и помета быть не может, ведь их все равно используют как удобрения.
Но на деле большое количество отходов просто так складируется либо на земельных участках, либо на сельскохозяйственных землях. По данным управления Россельхознадзора по Свердловской области, в 2022 году выявлены десятки нарушений по утилизации отходов животноводства. Надзорное ведомство находило залежи навоза крупного скота, свиного навоза и птичьего помета в самых разных районах области – от Артемовского до Пригородного. Везде почва из-за отходов была загрязнена нитратным азотом.
Еще одно место, где частенько оказываются отходы животноводства, – контейнеры для обычного коммунального мусора. Как рассказывают регоператоры, в баки сваливают не только мешки с пометом и навозом, но и кости и прочие останки животных.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал, что в прошлом году коммунальщики Нижнего Тагила в одном из контейнеров обнаружили трупы животных. Также на непригодный для коммунальных контейнеров мусор жаловался регоператор западного АПО Свердловской области «ТБО «Экосервис». В прошлом году компания пять раз находила в контейнерах останки животных. Еще несколько раз приходилось выгребать навоз.
Регоператоры регулярно напоминают, что в контейнеры для ТКО нельзя складировать определенные категории отходов. Навоз, помет, кости и трупы животных тоже к ним относятся. Если же такие отходы попадают в баки, коммунальщикам приходится сообщать об этом в надзорные органы, а жителям – дезинфицировать контейнеры.
Как отмечает сопредседатель экологического общества «Зеленый щит» Александр Аникин, чаще всего люди просто не знают, что контейнеры для мусора – не место для животноводческих отходов. Но проблема кроется не в незнании, а в том, что людей просто никто не информирует.
«В каждом муниципалитете должен быть алгоритм, что жителям делать с отходами животноводства – пометом, навозом и останками. Его должны знать не только чиновники, регоператоры-экологи, но и обычные жители. Но часто эта информация до них не доводится», – сетует Аникин.
А вот владельцы фермерских хозяйств осведомлены о том, как следует утилизировать отходы. К тому же они рискуют нарваться на многомиллионные штрафы за сброс навоза и помета на непригодную для этого землю.
Но вряд ли можно винить фермеров в недобросовестности. Вероятно, они не обеспеченны достаточными мощностями для переработки отходов, которые образуются в огромных масштабах. Но стоит ли поднимать эту тему на региональном и федеральном уровне – вопрос открытый.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин