ЕКАТЕРИНБУРГ, 14 января, ФедералПресс. Екатеринбургский математик Александр Мартыненко рассчитал, жители каких кварталов Екатеринбурга чаще всего вынуждены ездить с пересадками. Его исследование может помочь улучшить маршрутную сеть, полагает ученый.
Статья Мартыненко, который работает доцентом УрГУПСа, и аспиранта Ивана Гайсина опубликована в журнале «Мир транспорта и технологических машин». Исследователи ввели показатель беспересадочной доступности, который отражает, до какого количества других остановок можно добраться с той или иной остановки транспорта.
«Понятно, что чем больше возможностей совершить беспересадочную поездку, тем более удобным для жителей близлежащих домов является этот остановочный пункт. Причем это зависит и от количества маршрутов, и от числа разных видов транспорта, и от самих маршрутов», – объяснил Мартыненко корреспонденту «ФедералПресс».
Результат исследования, проведенного с помощью компьютерных технологий, удивил авторов. Изначально они предполагали, что самый высокий показатель будет у центральных кварталов города. Однако выяснилось, что проще всего ездить без пересадок жителям Вокзального и Автовокзала, а также части Юго-Запада, расположенной вдоль улицы Амундсена. Например, вокруг железнодорожного вокзала расположена дюжина остановок, через которые проходят 24 маршрута общественного транспорта.
Неожиданным оказался и список микрорайонов с худшим показателем. Помимо окраин – Уралмаша, Эльмаша, ЖБИ, Вторчермета, Академического – в него вошла и значительная часть центра (район Зеленой Рощи).
«Для центральных районов транспортная доступность лучше в том смысле, что можно до большего количества пунктов доехать за меньшее время. Но получается так, что в центре могут быть остановочные пункты, откуда никуда особо не уедешь. А может быть на окраине район, из которого, возможно, ехать долго, но можно доехать практически везде», – объясняет Александр Мартыненко.
Официально показатель пока не внедрен: в социальных стандартах лишь предписывается, чтобы расстояние от многоквартирного дома до ближайшей остановки не превышало 500 метров. Кстати, эта рекомендация в Екатеринбурге соблюдается тоже не всегда, выяснили Мартыненко и Гайсин. Даже в центре есть дома, расположенные довольно далеко от остановок: например, это квартал Бажова – Шарташская – Восточная – Первомайская. Впрочем, в городе таких меньше 5 %.
Математик признает, что маршрутная сеть в любом случае не может быть такой, чтобы с каждой остановки можно было бы уехать куда угодно без пересадок. В то же время показатель беспересадочной доступности можно использовать для анализа и оценки этой сети, считает он. Его применение повысит эффективность решений в сфере транспорта и качество услуг, надеется ученый.
«ФедералПресс» напоминает, что в этом году мэрия планирует изменить маршруты наземного транспорта. Это должно повысить его эффективность.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин