ЕКАТЕРИНБУРГ, 15 декабря, ФедералПресс. Уходящий 2025 год войдет в историю российской экономики как период вынужденных сбережений и повышенной осторожности. Вместо активного потребления граждане и бизнес предпочитают «придерживать» ресурсы, а не инвестировать их, что формирует «тревожные» экономические прогнозы на 2026 год, считает доктор экономических наук, профессор УрГЭУ Максим Марамыгин.
«Принятый федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации очень четко показывают, что политика Центрального Банка, состоящая из двух негативных аспектов: высокой ключевой ставки и неоправданно дорогого рубля, привела к тому, что никаких стимулов для развития экономики нет», – приводит ЕАН позицию доктора экономических наук, профессора УрГЭУ Максима Марамыгина.
По мнению эксперта, основным тормозом экономического развития стала жесткая политика Центрального банка. Несмотря на снижение с пиковых значений, ключевая ставка остается исключительно высокой – 16,5 % годовых.
«Для запуска инвестиционных процессов необходима ставка на уровне 10 % или ниже. Пока она держится на текущих уровнях, брать дорогие кредиты на развитие бизнесу невыгодно, а зачастую и невозможно», – поясняет Максим Марамыгин.
![]()
Вторая сторона этой же проблемы – поддержание завышенного курса рубля. Предприятия-экспортеры не могут сформировать нормальную рублевую прибыль, что лишает их средств для инвестиционных программ и ведет к недобору налогов в региональные бюджеты.
По мнению эксперта, политика ЦБ, сфокусированная исключительно на сдерживании инфляции в ущерб другим экономическим целям, привела к резкому – более чем в четыре раза – падению темпов роста экономики в 2025 году.
Усугубляет ситуацию и грядущее повышение фискальной нагрузки с 2026 года. Рост НДС до 22 %, по расчетам Марамыгина, напрямую добавит к инфляции около 1,5 %. Особенно сильно подорожают товары, лишившиеся льгот, – например, молочная продукция с растительными жирами.
«Это может спровоцировать нелегальную практику двойных цен – за наличный и безналичный расчет, а также потенциальную волну фиктивных банкротств для сброса налоговой истории», – прогнозирует эксперт.
На экономическую ситуацию влияет и общий настрой общества, в котором, по мнению эксперта, царит атмосфера тревожности и усталости, что не стимулирует покупательский спрос, а, напротив, заставляет людей закрываться, откладывать, экономить.
«Тревожность никогда не стимулирует покупательский спрос. Люди тратят, когда видят позитивные горизонты и уверены в завтрашнем дне. Сейчас этого нет», – объясняет Марамыгин.
![]()
По оценке Максима Марамыгина, если не произойдет кардинальных изменений, новый год станет продолжением тренда на сбережения. Перелом может наступить только с разрешением основной геополитической неопределенности.
Эксперт полагает, что период жесткой экономии, по всей видимости, продлится. Год «тревожных кошельков» сменяется годом вынужденного терпения, а возможность снова начать тратить и инвестировать будет напрямую зависеть от способности экономической политики адаптироваться к новым реалиям и от возвращения в общество главного дефицитного ресурса – уверенности в будущем.
«ФедералПресс» сообщал, что нестабильная экономическая ситуация повлияла на все сферы. Так, в начале 2025 года застройщики столкнулись с затариванием на рынке новостроек. Только во второй половине года продажи начали расти, вопреки практически ушедшей льготной ипотеки.
Фото: ФедералПресс / Ольга Дружинина


