ЕКАТЕРИНБУРГ, 18 декабря, ФедералПресс. Громкое судебное дело народной артистки России Ларисы Долиной, завершившееся решением Верховного суда в пользу покупательницы, оказало серьезное влияние на весь российский рынок недвижимости, в том числе и на Среднем Урале. Формируются новые нормативы при проведении сделок. Взрывной «эмоциональный шум» привел к уточнению алгоритмов, укреплению правопорядка и формированию «эффекта Лурье», уверены эксперты.
«Сейчас формируется обратный эффект – эффект Лурье, когда закон встал на сторону добросовестного покупателя», – считает президент Уральской палаты недвижимости Василий Олейников.
Эксперты рынка недвижимости Свердловской области утверждают, что на Урале резонансный случай с продажей квартиры Ларисы Долиной и последующей передачей денег мошенникам не стал причиной паники, но послужил толчком к формированию нового, более прозрачных и защищенных механизмов на рынке недвижимости: формируется «эффекта Лурье», когда торжествует здравый смысл и справедливость.
Между тем, то, что в медийном пространстве окрестили «эффектом Долиной», на самом деле существовало и раньше. Речь о схемах, когда жертвы телефонных мошенников, представившихся сотрудниками силовых ведомств, продают квартиры, а затем, осознав обман, через суд пытаются вернуть жилье, оставляя добросовестных покупателей ни с чем. Пенсионерка из Нижнего Тагила, которая по схожей схеме продала две квартиры, потеряв миллионы, – лишь один из примеров.
После резонансного дела певицы в Свердловской области, как и по всей стране, пошла волна исков от продавцов. Свердловскую область это коснулось в меньшей степени, здесь всего пара таких случаев, поскольку рынок региона цивилизован и профессионален, основное количество сделок заключается через агентства недвижимости, которые чутко реагируют на поведение всех участников сделки и его возможные причины.
В Екатеринбурге через агентства недвижимости проходит 84% сделок. В ответ на новые угрозы профессиональное сообщество ужесточает внутренние стандарты.
«Чек-лист и разные «напоминалки» разосланы во все агентства недвижимости Екатеринбурга», – сообщил Василий Олейников.
Риелторы обучаются выявлять признаки манипуляции продавца объекта недвижимости: срочность продажи, согласие на большой торг в 20-30 %, сомнительное поведение человека, который «на проводе» у третьих лиц.
![]()
Не попасться на крючок мошенников помогает активное использование инструментов Росреестра. Так, начальник отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Свердловской области Елена Ялунина призвала граждан пользоваться бесплатными и эффективными сервисами.
Например, заявление о невозможности регистрации без личного участия. Подав такое заявление, владелец блокирует любые операции со своей недвижимостью, даже при утере паспорта. В 2025 году число таких заявлений в Свердловской области выросло в 2,5 раза (почти 4 тысячи).
Кроме того, эффективна подписка на уведомления из ЕГРН. Указав e-mail, собственник оперативно получает информацию обо всех действиях с его имуществом.
Нотариальное удостоверение сделки – серьезное препятствие для мошенников, так как нотариус несет ответственность и проверяет дееспособность сторон.
Эксперты отмечают, что В Госдуме уже обсуждают новые меры, в том числе обязательное нотариальное удостоверение сделок, введение «периода охлаждения» и, что ключевое, – принятие отдельного закона о риелторской деятельности. Он закрепит стандарты услуг, введет госреестр профессиональных участников и минимизирует риски работы с нелегальными посредниками.
Таким образом, в Свердловской области «эффект Долиной» не парализовал рынок, а, по словам Василия Олейникова, «многому научил». Он активизировал, призвав к повышенному вниманию и покупателей, и продавцов, и профессиональное сообщество, и государственные структуры. Формирующийся «эффект Лурье» – новый этап, где приоритетом является защита добросовестного участника сделки, а безопасность обязательным стандартом.
«ФедералПресс» сообщал, что рынок недвижимости Екатеринбурга готовится к рекордным продажам в 2026 году.
Фото: ФедералПресс / Ольга Дружинина


