МОСКВА, 17 декабря, ФедералПресс. Председатель Совета директоров Трубной Металлургической Компании (ТМК), президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский рассказал о технологических вызовах, стоящих перед металлургией и железнодорожным машиностроением, в ходе своего выступления на Российском научно-техническом конгрессе «Направления национального научно-технологического прорыва 2030», организованном Российской академией наук.
По его словам, в настоящее время в Научно-техническом центре ТМК и Группы Синара ведется разработка высокоскоростного электропоезда для железных дорог России.
«Сейчас идет реализация этапа эскизного проекта разработки, он будет закончен в 2022 году. Выход первого поезда планируется в 2027 году, а его испытания и сертификация – в 2028 году. Технологическим партнером в этом проекте выступает компания «Сименс», а вся интеллектуальная собственность будет принадлежать предприятиям Российской Федерации, в том числе РЖД», – заявил Дмитрий Пумпянский.
Серийный выпуск нового поезда будет осуществляться на «Уральских локомотивах», совместном предприятии Группы Синара и Siemens.
Дмитрий Пумпянский обратил внимание участников конгресса, что для бесперебойного высокоскоростного сообщения необходимо обеспечить систему безопасности и передачи данных, которыми будут обмениваться «умные» технические средства. Также требуется соответствующая инфраструктура, технологические решения для создания нового подвижного состава и усовершенствование классической схемы «колесо – рельс» для комфортного и безопасного движения на скорости свыше 400 километров в час.
«Предстоит также повысить надежность и безопасность подвижного состава, построить действительно «умную» сеть железных дорог, разработать новые виды движителей», – подчеркнул он.
Говоря о перспективах развития металлургии, Дмитрий Пумпянский отметил, что стоящие перед ней задачи по сокращению углеродного следа, уменьшению негативного влияния на окружающую среду и снижению потребления энергоресурсов могут быть решены одновременно с разработкой инновационных материалов и продуктов с качественно новыми характеристиками.
На протяжении последних десяти лет ТМК развивала технологии трубного производства для импортозамещения, прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе. Были внедрены технологии выпуска высококачественных стальных труб (сварных и бесшовных) – для эксплуатации в экстремальных климатических условиях, агрессивных средах, при высоких температурах и давлении. В ТМК работа по созданию таких продуктов сосредоточена в корпоративных научных центрах – Русском научно-исследовательском институте трубной промышленности (РусНИТИ) в Челябинске и Научно-техническом центре в «Сколково».
Для создания инновационной продукции и модернизации производства ТМК активно внедряет сквозные цифровые технологии, в частности, искусственный интеллект и большие данные. На заводах ТМК используются алгоритмы компьютерного зрения и глубокого обучения для решения задач, связанных с производственными процессами и системами дополнительного контроля. Они позволяют решать задачи по детекции и классификации объектов на изображении, контролировать качество сырья и распознавать в нем опасные дефекты.
«Эффект от внедрения таких проектов сложно переоценить, поскольку помимо влияния непосредственно на экономику это оказывает позитивное воздействие на безопасность труда и в значительной мере автоматизирует производство. Мы прогнозируем потенциальный эффект в размере от 0,5 млрд рублей в 2022 году с утроением этого эффекта к концу 2023 года», – рассказал Дмитрий Пумпянский.
По мнению Дмитрия Пумпянского, для реализации на национальном уровне научно-технологического прорыва нужно ускорение внедрения и вывода на рынок инновационных разработок. Для этого в свою очередь требуется концентрация цепочки создания новых продуктов в научно-производственных комплексах, а также сотрудничество с научной средой. ТМК решает задачи по созданию инновационной продукции во взаимодействии с научными институтами различной направленности.
«С учеными РАН мы успешно начали работу по анализу технологии выплавки и внепечной обработки нержавеющих сталей на Волжском трубном заводе, входящем в ТМК, – этот новый для нас вид продукции очень важен для нас. Впереди разработка и освоение самого современного и крупного в России производства стали и плоского проката из широчайшего спектра нержавеющих марок стали по российским и международным стандартам на вновь создаваемых мощностях Русской нержавеющей компании», – сообщил глава ТМК.
При этом он отметил, что компания считает необходимым более активными темпами развивать сотрудничество промышленности и науки.
«Комплексные и сложные задачи в промышленности невозможно решить только лишь силами корпоративной науки. Масштабные промышленные проекты реализуются благодаря совместной работе многих научно-исследовательских организаций и производителей», – резюмировал Дмитрий Пумпянский.
Фото: ПАО «ТМК»