МОСКВА, 28 сентября, ФедералПресс. Российское правительство временно ограничило экспорт бензина и дизтоплива из страны. Считается, что этот запрет поможет стабилизировать внутренний рынок, ведь с начала апреля до середины сентября 2023-го оптовые цены на горючее для авто выросли на десятки тысяч рублей за тонну. К каким последствиям может привести принятое решение, «ФедералПресс» узнал у замруководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» Центра стратегических разработок Сергея Колобанова.
«В мире сейчас действительно сложилась ситуация повышенного спроса на дизельное топливо, что по законам рынка отразилось на стоимости – по сравнению с летними минимумами цены на дизель выросли почти на 60 %. При этом прирост цен на нефть был в 2 раза меньше – порядка 30 %. Такая ситуация очень привлекательна для всех нефтяных компаний и трейдеров, работающих на этом рынке. Было бы странно ею не воспользоваться», – сказал эксперт.
Колобанов добавил, что Россия в рамках соглашения ОПЕК+ добровольно обязалась сократить вывоз нефти (сырья), а не продуктов ее переработки, поэтому никаких моральных угрызений совести в части роста экспорта моторного топлива нет.
Также действующий в России механизм сдерживания внутренних цен на бензин и дизель (через обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой) был значительно скорректирован из-за необходимости сократить расходы бюджета на компенсацию нефтяникам – размер демпфера с сентября был уменьшен в два раза. Это в свою очередь снизило привлекательность внутреннего рынка, и компании в условиях высоких внешних цен уже не так боялись потерять право на эту выплату в случае превышения биржевыми котировками установленного в Налоговом кодексе порога. Демпферный механизм и в старых условиях не полностью покрывал разницу с экспортной альтернативой, а теперь его компенсирующая роль еще больше снизилась, отметил экономист.
«То есть компании – производители топлива в принципе могли выставить дополнительные объемы на бирже и сбить цены, но предпочли отправить их на экспорт. Роль же «серых» экспортеров в создаваемом ажиотаже вряд ли очень значима, так как логистические возможности вывоза сейчас резко сократились. Небольшим игрокам не так просто быстро и кратно увеличить свои поставки», – дополнил собеседник.
Принятое правительством решение по временному запрету экспорта автобензина и дизтоплива является одной из крайних мер и свидетельствует, что «полюбовно» договориться не удалось (более мягкими мерами было бы квотирование вывоза, введение разрешительного порядка экспорта или предоставление исключительного права ряду компаний). Вместе с тем, по словам Колобанова, тотальный запрет снижает вероятность лоббирования интересов отдельных компаний и общую коррупционность процесса.
«Но на любой запрет найдется обход. Вспоминаются истории с белорусскими «разбавителями» или с еще более древними экспортными технологическими компаундами (времен балансовых заданий на топочный мазут). И если запрет будет действовать продолжительное время, такие обходные варианты наверняка оживут, так как пропорции выпускаемых на НПЗ дистиллятов не соответствуют потребностям внутреннего рынка (в стране потребляется более 80 % выпускаемого автобензина и только 45–50 % дизтоплива)», – заключил эксперт.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, что, по словам депутата Госдумы Дмитрия Лоцманова, меры правительства в ситуации с топливом пока безрезультатны.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин