МОСКВА, 22 мая, ФедералПресс. Освоение чистой энергии набирает обороты, а люди все чаще отказываются от использования двигателей внутреннего сгорания. Готова ли страна полностью отказаться от использования угля, газа и бензина, как в целом будет развиваться транспорт в России, «ФедералПресс» рассказал трансгуманист, футуролог Данила Медведев.
«Какой транспорт мы будем использовать, зависит от наличия ресурсов. То есть от их наличия или дефицита. В мире существует порядка миллиарда автомобилей. И также есть распространенная идея о переходе на какие-то другие двигатели, например на электрические двигатели или, как продвигают некоторые компании, на водородные. Ну, или гибридные. И все это зависит от наличия ресурсов», – объяснил трансгуманист.
Электромобили – не идеальный вариант. Как рассказал эксперт, чтобы «заправлять» их, нужна энергия, которую до сих пор по большей части получают от сжигания угля, особенно в Китае.
«Соответственно, наличие электромобилей сейчас не очень помогает в плане углеродного следа. Кроме того, проблема в том, что сам по себе автомобиль тоже требует ресурсов для производства и, соответственно, тоже имеет ненулевой углеродный след, даже если он электрический. То есть при самых лучших условиях электромобили в два раза зеленее, чем традиционные. Но в реальных условиях – меньше, чем в два раза. То есть, может быть, на 20 %», – рассказал футуролог.
Повсеместное использование батарей в электромобилях тоже пока вряд ли возможно. Медведев объяснил, что для этого пришлось бы использовать не очень эффективные и традиционные, например, кислотные батареи, а не литиевые. Дело в том, что литий – это дефицитный ресурс и добыть нужное его количество для повсеместной электрификации может быть слишком тяжело.
«Кроме того, электрификация, то есть доставка не жидкого топлива, не бензина бензовозами, а доставка топлива по проводам на зарядки, требует апгрейда электросети. Апгрейд электросети требует меди. Медь у нас пусть и не заканчивалась совсем, но ее нужно для этого апгрейда существенно больше, чем мы ее добываем. То есть нужно усилить добычу в разы. А этого реально никто сейчас не делает. Поэтому у нас не будет достаточно ресурсов для чистой энергии», – отметил трансгуманист.
Также эксперт подчеркнул, что статистика часто вводит в заблуждение. Действительно, сейчас вводятся очень большие мощности, ветряные, солнечные, но в общем балансе энергопотребления это лишь несколько процентов.
«Есть традиционная зеленая энергетика – это гидроэнергетика, есть атомная, но там есть масса разных сложностей, связанных тоже с потребностями в ресурсах, с регулированием и прочим. Поэтому сейчас выглядит так, что мы не обеспечиваем достаточно быстрый переход на чистую энергию», – уверен Медведев.
К сожалению, это серьезная проблема, потому что человечество сейчас находится во власти сразу двух кризисов – климатического и энергетического.
«Нефть наносит ущерб экологии через парниковый эффект, но также нефтепродукты просто дорожают, становятся менее доступными. В общем, одновременно и слишком мало нефти, и слишком много», – подчеркнул эксперт.
Футуролог уверен, что, исходя из этого, лучше всего сейчас не электрифицировать автомобили, а переходить на альтернативные виды транспорта. Это прежде всего персональный электротранспорт: двухколесный, трехколесный, одноколесный.
«Надо понимать, что для поездок по городу моноколесо на порядок безопаснее, эффективнее и чище, чем любой, даже самый чистый автомобиль. При этом вот этот персональный электротранспорт, такой как моноколесо, он даже может быть более экологически безопасным с точки зрения глобального потепления, чем, например, велосипед. Потому что велосипед требует, чтобы человек получал свое биологическое топливо – еду. А еда при традиционной диете может тоже быть вредной с точки зрения парникового эффекта», – объяснил трансгуманист.
А если говорить о крупном транспорте, то нужны просто более эффективные решения, уверен эксперт. К примеру – белорусский проект «Струнный транспорт».
«Струнный транспорт Юницкого более эффективен, чем автомобили или рельсовый транспорт, за счет того, что там используется более современное, инновационное решение для обеспечения покрытия, по которому едет транспорт. То есть композитный рельс и устройство колес тоже более продвинутое, чем резиновое мягкое колесо, которое едет по асфальту, или традиционное стальное колесо, которое едет по стальным рельсам», – подытожил Медведев.
Ранее сообщалось, что дорожные камеры заработают по новым правилам. В ближайшее время соответствующее постановление направят в правительство.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия