МОСКВА, 22 января, ФедералПресс. На днях Росстат сообщил, что инфляция в 2024 году составила 9,52 %, а прогноз ЦБ на 2025 год составляет 4,5–5 %, ключевая ставка держится на уровне 21 %. ЦБ обосновывает ставку уровнем инфляции, но это несоответствие вызывает вопросы.
Как отметил заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк» Анатолий Вожов, Центробанк может влиять на инфляцию спроса, повышая ставки, но не на инфляцию издержек, что может приводить к обратному эффекту.
«Несмотря на постепенное повышение ключевой ставки в 2024 году, мы имели возрастающую инфляцию, а не ее подавление. Это говорит о том, что привычная схема: подняли ставки – спрос упал – цены затормозили рост – по факту не работает, даже при столь существенном превышении ставки уровня инфляции», – отмечает эксперт.
ЦБ утверждает, что без жесткой денежно-кредитной политики инфляция была бы 30 %, но прогнозирует возможность дальнейшего повышения ставки и сохранение прогноза инфляции в 4,5-5 % в 2025 году на основании роста доходов населения.
Однако Росстат фиксирует расслоение населения: богатые богатеют, бедные беднеют, подчеркнул Вожов. По его словам, это подтверждается динамикой депозитов и кредитов населения: одна часть населения сберегает, другая нуждается в средствах.
«Усреднения показателя доходов населения при одновременном его финансовом расслоении может давать искаженную картину», – полагает финансист.
Вожов добавил, что ужесточение санкций привело к ограничениям в международной торговле, росту тарифов и замораживанию экспортной выручки, что вызвало обесценение рубля и рост импортных цен. Издержки на логистику растут из-за удлинения маршрутов, импортозамещение приводит к локальному росту цен. Трансформация экономики влияет на рынок труда, вызывая дефициты и рост издержек на оплату труда, отметил эксперт в беседе с РИАМО.
Он также подчеркнул, что высокий уровень процентных ставок перекладывается в цены, что также влияет на инфляцию. Вожов уверен, что жесткая позиция Центробанка в отношении ключевой ставки может привести к резкому и глубокому спаду экономики, что снизит предложение и увеличит инфляцию. Стагфляция – высокая инфляция при спаде экономики может стать реальностью, продолжает финансист, и существенного замедления инфляции до конца года не ожидается.
В свою очередь эксперт по банкротству Евгения Боднар отмечает высокие инфляционные ожидания и прогнозирует значительный скачок инфляции в январе 2025 года из-за индексации тарифов, пенсий, повышения утильсбора, МРОТ и бюджетных расходов. По ее мнению, увеличение бюджетных расходов главная причина роста денежной массы.
Стоит отметить, что в Центробанке готовятся к дальнейшему повышению ключевой ставки, сообщают СМИ. По данным аналитиков, учетной ставки в 21 % годовых уже не хватает для торможения инфляции, которая в декабре 2024 года преодолела порог в 14 %. Какую политику будет проводить ЦБ в первом квартале 2025 года и ждать ли дальнейшего повышения ставки со стороны регулятора, читайте в материале «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева