МОСКВА, 15 марта, ФедералПресс. Из-за вынужденной спецоперации России на Украине США ввели запрет на импорт газа и нефти из России, а чиновники ЕС заявляют о необходимости отказаться от зависимости от российского газа. Эксперты рассказали, сможет ли Европа к концу этого года отказаться от российских энергоресурсов.
«На бумаге, может быть, план хорош. Действительная же его реализация под большим вопросом», – считает директор Фонда энергетического развития, член экспертного совета АСИ, член Общественного совета при Минэнерго РФ Сергей Пикин.
Он добавил, что к концу текущего года план Европы по отказу от российского газа к концу 2022 года реализовать точно не получится. А вот через 10–15 лет – возможно. Эксперт считает, что сейчас Европе неоткуда взять 50 млрд кубов сжиженного газа.
Заместитель гендиректора по газовым проблемам ФНЭБ Алексей Гривач, в свою очередь, заявил, что то, что сейчас происходит с ценами на газ в Европе, и так «вполне тянет на крах рынка». Такая ситуация складывается там уже на протяжении года, отметил спикер.
«Для коммерческих потребителей – это катастрофа, для компаний, которые поставляют газ резидентам, – тоже», – заявил Гривач.
Эксперт уверен, что отказ от российского газа даже в заявленных объемах (снижение импорта на 2/3) для Европы будет иметь колоссальные последствия. И такое стечение обстоятельств сулит большие потери обеим сторонам, считает Гривач.
«И у этой истории будут бенефициары в третьих странах – те, кто будут покупать у России и поставлять в Европу с премией», – отметил спикер.
А политолог, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что план Европы «представляется просто смешным». Эксперт объяснил, что несмотря на окончание зимы, газ Европе еще понадобится: скоро весна, а потом – жаркое лето, пора кондиционеров. Кроме того, восстанавливающейся после пандемии коронавируса промышленности также потребуются дополнительные объемы газа, пишет Public Opinion со ссылкой на слова Мухина.
«Нынешнее затишье в ценовом плане – это затишье перед бурей, которое никак не означает стабилизацию рынка», – заключил Алексей Мухин.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин