МОСКВА, 27 февраля, ФедералПресс. Процедуры государственных закупок при реализации национальных проектов и госпрограмм будут радикально упрощены. Такое заявление сделал на пресс-конференции в агентстве ТАСС заместитель министра финансов Алексей Лавров.
Закон о госзакупках на протяжении многих лет подвергался жестокой критике, как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков. В него неоднократно вносились изменения, но все они носили точечный характер и не затрагивали основ проведения закупочных процедур. Впервые Минфин предлагает комплексный пакет поправок, который учитывает интересы всех участников процесса, делает процедуры прозрачными и упрощает их настолько, что, как выразился замминистра, разобраться в них сможет даже человек не имеющий квалификации профессора.
Во-первых, вводится во всех сферах применение контрактов «под ключ», которые раньше были разрешены только в отдельных случаях в отрасли здравоохранения. Заказчик и исполнитель получают право заключения сквозного контракта от проектирования до комплектации оборудованием, что существенно сокращает число конкурсных процедур и снимает разногласия между исполнителями разных стадий реализации проекта.
Во-вторых, заказчику предоставляется право выбора между электронным аукционом и электронным конкурсом. Каждый из этих видов закупки имеет свои преимущества и недостатки. Аукцион более прозрачный, требует меньшего объема документов, конкурс позволяет оценивать не только стоимостной фактор, но и учитывать опыт и квалификацию исполнителя, более взвешенно подходить к выбору поставщика.
В-третьих, расширяются возможности самого простого по оформлению и популярного способа закупки – запроса котировок. Сейчас его применение ограничивается лишь 10 % общего годового объема закупок. Такое ограничение предлагается снять. Запрос котировок в совокупности с процедурой «электронного магазина», которая уже принята и начнет действовать с начала следующего года, позволят широкому кругу заказчиков с небольшими объемами закупок вообще отказаться от сложных и продолжительных конкурсных процедур.
В-четвертых, практика показала, что из 11 прописанных в законе способов закупки, в основном, используется только три – аукцион, конкурс и запрос котировок. Их предлагается оставить как единственный способ отбора исполнителей, а остальные упразднить. По каждому из них разработаны универсальные формы заполнения документов, что существенно упростит их применение и сократит сроки реализации. Эта поправка приведет к сокращению 35 из 120 статей закона, сделает закон проще и понятнее.
В-пятых, конкурсные процедуры сейчас часто блокируются потоком жалоб, многие из которых необоснованны, но жалобщик, при этом, не несет никакой ответственности за срывы и задержки. Предлагается добавить в закон положение о том, что жалобы имеет право подавать только исполнитель успешно прошедший предквалификацию по исполнению данного вида работ и только в электронном виде доступном для всех участников процесса. Это позволит исключить недобросовестную конкуренцию с применением фирм-однодневок, но при этом учитывать интересы добросовестных исполнителей.
В-шестых, Минфин предлагает в законе защитить права исполнителей в случае одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика. В настоящее время исполнитель сразу теряет финансовое обеспечение, независимо от того, есть ли в этом его вина. По предлагаемым поправкам, обеспечение будет изыматься у исполнителя только в случае признания его недобросовестным поставщиком с соответствующей записью в реестре. В любом случае, за сторонами сохраняется право решения спорных вопросов в судебном порядке.
И наконец, вся система государственных закупок переводится на электронный документооборот в единой информационной системе без всяких исключений. Будут предложены стандартные формы подачи документов от заявок на участие до актов выполненных работ, что сделает невозможным исключение любого участника по формальным признакам, например, из-за некорректной формулировки или указания неполных сведений. Исключается двусторонняя переписка, потеря документов, задержка корреспонденции, все действия происходят только на электронной площадке и открыты для контроля на любом этапе реализации проекта.
Предложенным Минфином поправкам еще предстоит пройти процедуру межведомственного согласования, прежде чем они будут направлены для обсуждения и принятия в Государственную думу.
Как ранее писал ФедералПресс, госзакупки оказались самым слабым звеном в цепи мероприятий по реализации нацпроектов. Премьер Михаил Мишустин отмечал, что закон написан так, что соблюдение процедуры становится важнее конечного результата, а должно быть наоборот.