МОСКВА, 1 декабря, ФедералПресс. Зарубежные эксперты приняли участие в круглом столе, посвященном законодательству об иностранных агентах.
1 декабря ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) провела круглый стол. Гости из США, Израиля, Латвии, Венгрии и России обсудили законодательство об иностранных агентах.
Председатель НОМ Александр Брод напомнил, что работа в этой сфере в нашей стране началась в 2012 году. Тогда статус иностранного агента получили НКО, которые занимались политической деятельностью. Последний законопроект предлагает ввести понятие «иноагента» в избирательное законодательство. В бюллетене необходимо будет делать соответствующую пометку.
«Есть позиции «за» и «против». Есть те, кто считает, что по сравнению с американским, российское законодательство в этом вопросе более мягкое. Но трудно спорить с тем, что необходимо защищать суверенитет страны, недопустимо вмешательство во внутреннюю политику извне. Наша задача сегодня – взять на вооружение лучшее из зарубежной практики, добиться совершенствования законодательства, исключить перекосы в его правоприменении», – отметил Брод.
Гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин рассказал, что в стране зарегистрировано 68 иноагентов.
«В этом смысле показателен кейс «Голоса», это группа частных лиц, которые получают финансирование через «Лигу избирателей». Оно совершенно непрозрачно. При этом «Голос» занимается вмешательством в нашу избирательную систему. В США за такое сажают», – отметил он.
Данилин призвал обратить внимание на организации, которые «мимикрируют под сборище энтузиастов». Он привел в пример ФБК* и фонд «Свободная Россия»**.
Американский публицист Хантер Кейвуд рассказал о том, что в США деятельность иноагентов очень жестко регламентируется. Также он затронул тему политического преследования россиян в последние годы. Некая «одержимость» появилась в 2016 году во время президентских выборов в США. Тогда в адрес России посыпались обвинения во вмешательстве. Однако доказательств этому так и не нашли.
«Россия в США считается «заклятым врагом» несмотря на то, что «холодная война» вроде бы завершилась 30 лет назад. Американской публике годами навязывали этот стереотип. С 2016 года прибыль половины кабельных новостных каналов за счет упоминания России увеличилась более чем на 19 %, а в целом прибыль СМИ, в которых фигурировала тема российского вмешательства в выборы США, повысилась на 30 %», – рассказал публицист.
Член ОП РФ Мария Бутина, которая провела в американской тюрьме полтора года «за развитие общественной дипломатии», уточнила, что в США деятельность иноагентов регулируют шесть законов. Каждое полугодие они отчитываются о встречах, деятельности в соцсетях, финансировании. В США этой сферой занимается целое подразделение.
«В России очень мягкий закон об иноагентах, включая отчетность. В России закон нужно приводить в порядок, но доходить до прямого преследования людей не нужно. Наши законодатели должны найти «баланс», не допуская охоты на ведьм», – заключила Бутина.
Профессор Высшей школы экономики Иосиф Дискин поддержал это мнение:
«Крайне важно не оттолкнуть от действующей политической системы колеблющихся граждан, это было бы ошибкой. При доработке законодательства, необходимо четко отделить общественную деятельность от политической, чтобы лекарство не оказалось хуже болезни».
Латвийский правозащитник Эйнарс Граудиньш отметил, что в его стране отсутствие закона об иноагентах компенсируется очень жестким законодательством о финансировании партий.
В завершении дискуссии Брод подчеркнул, что действие законов об иноагентах должно быть точечным и объективным. Процесс не должен превращаться в шпиономанию.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
*ФБК, ВКЛЮЧЕН МИНЮСТОМ В РЕЕСТР ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
**Фонд «Свободная Россия» признан нежелательной неправительственной организацией в РФ