МОСКВА, 4 сентября, ФедералПресс. Профессия оператор БПЛА становится все популярнее среди женщин, которые отправляются на спецоперацию. Для девушек проводят специальные курсы, обучают их обращению с фронтовыми «птицами». Участница СВО с позывным Феникс в интервью для «ФедералПресс» рассказала, легко ли управлять дронами и часто ли они не возвращаются.
Как вы стали оператором БПЛА?
– С начала СВО я вела свой телеграм-канал Russian Head, освещала военные действия, писала про наше продвижение, про «Азовсталь». В этот момент стала вырисовываться тема дронов. Я сказала: давайте я буду дронщиком. Я поеду. СВО меня втянула. Я провела на своем канале сбор для покупки и купила на эти деньги свой первый дрон. Сначала это был «Мавик», я на нем тренировалась. Потом были FPV-дроны. Я связалась с российскими школами FPV-дронов, чтобы пройти обучение. Проект «Архангел» оказал содействие, приютил, научил, и из начинающего дронщика я превратилась в человека, который уверенно разбирается в этих делах.
Часто ли БПЛА не возвращается? Сколько «птиц» может уходить в неделю, месяц?
– Я не Объективка и не «Мавик», которые возвращаются. Я использую FPV-дрон. Он часто не возвращается, он вообще никогда не возвращается. Если бы я и хотела вернуться, на нем сидит БК (боекомплект). На нем есть проволочки, которые, если коснутся между собой, то будет большой взрыв, домик кирпичный разнесет. Поэтому не надо, чтобы он возвращался.
Что касается «Мавиков», то они часто не возвращаются. Нам не дают их столько, сколько надо. Мы практически процентов на 90 зависим от гуматинарщиков, которые нам их дарят. «Мавиков» может уйти и два за неделю. Наши птицы теряются очень часто, это реальность. У дронов, которые нам выдают, есть проблемы в плане РЭБа (РЭБ – система радиоэлектронной борьбы, которая подавляет и нейтрализует беспилотники, – Прим. ред).
Там необходимо менять частоты. Если сейчас меняем частоты, то в данный момент уже пора прыгать по частотам, динамические частоты должны быть. Поэтому мы сами устраиваем персональные закупки дронов у инженеров. Это мой реальный шанс хорошо пролететь и отработать.
Есть ли сложности при управлении в непогоду? Мешают ли дождь, ветер полету?
– В туман сигнал прерывается, он создает физическое препятствие. Поэтому туман это плохо, а дождь – это еще хуже. Может скоротнуть контакты на дроне. Хотя можно его лаком полить, но сильный дождь – это все, при нем нельзя. Морозь еще можно как-то преодолеть. Ветер создает сопротивление – это расход батареи, дрон может унести меньше БК (снаряды, – прим. ред.) или дистанция будет короче.
Напомним, в первой части интервью Феникс рассказывала, почему приняла решение отправиться на фронт. Почитать его можно здесь.
Фото: предоставлено героем публикации, unsplash.com