МОСКВА, 26 апреля, ФедералПресс. Невзаимозаменяемые токены в контексте цифровизации арт-рынка станут одной из ключевых тем международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content, который пройдет 26–27 апреля в технопарке «Сколково». Как рассказала пресс-секретарь Christie’s в России Елена Курбацкая, у NFT большие перспективы на рынке искусства.
«NFT обладают огромным потенциалом на рынке искусства, впрочем, как и на других рынках. Потенциал NFT в качестве способа установления прав собственности поистине огромен», – отметила Курбацкая.
Известно, что за один только март работы в виде невзаимозаменяемых токенов (NFT) собрали под сотню миллионов долларов. Все началось с канадской певицы Граймс, которая продала коллекцию произведений цифрового искусства под названием «WarNymph» за 5,8 млн долларов. Десяток работ (рисунки и видео), которые Граймс создала в сотрудничестве со своим братом художником Маком Бушером, ушли буквально за 20 минут с аукциона на площадке Nifty Gateway.
Буквально через неделю блокчейн-компания Injective Protocol купила за 95 тыс. долларов произведение знаменитого Бэнкси – «Morons (White)» – и в прямом эфире Twitter сожгла эту работу, а видео геростратовского акта в виде NFT теперь собственность компании и само по себе ценность.
И, наконец, аукционный дом Christieʼs продал работу художника Beeple (Майка Винкельманна) «Everydays: The First 5000 Days» за 69,3 млн долларов. Это стало рекордной ценой, какую давали за NFT до нынешнего момента, и это дороже, чем в свое время были оценены картины Эжена Делакруа, Марселя Дюшана и Франсиско Гойи. Произведение представляет собой коллаж из всех изображений, которые художник ежедневно публиковал в интернете начиная с 2007 года.
Аукцион шел две недели, при этом стартовая цена на торгах была 100 долларов. Заявок оказалось так много, что организаторам даже пришлось продлить аукцион на пару минут. Кстати, «Everydays: The First 5000 Days» – первая работа в виде NFT, проданная Christieʼs за 255-летнюю историю аукционного дома.
Как было принято решение провести торги таким новым типом цифровых активов, как невзаимозаменяемый токен (NFT)? Что сподвигло специалистов Christie’s на такой шаг? Как много времени занял процесс согласования и какие возникали проблемы?
– Beeple – один из ведущих цифровых художников. Мы впервые обратили на него внимание в декабре, когда он сумел заработать 3,9 млн долларов, тем самым продемонстрировав свое влияние на сферу NFT. С непосредственной идеей работать с Beeple к нам обратились представители MakersPlace, ведущей торговой площадки по работе с цифровыми предметами коллекционирования. Они уже давно искали подходящего партнера, чтобы представить NFT более широкому арт-сообществу. Вполне разделяя это стремление, мы воспользовались появившейся возможностью и согласились на их предложение. Мы были уверены, что для яркого и успешного старта и художник, и работа должны быть идеальными. Beeple соответствовал этим критериям: его лидерство в мире цифрового искусства и ничем не ограниченная творческая изобретательность на набирающем популярность рынке стали для Christie’s главными факторами в решении о сотрудничестве. Чтобы определиться с самой работой, нам потребовалось немного больше времени. После нескольких встреч Beeple обратился к нам с идеей выставить на аукционе «Everydays: The First 5000 Days». Мы сразу поняли, что это единственно возможный вариант – идеальная работа для вывода цифрового искусства на мировой рынок. Один только факт, что в одной «картине» можно поместить 13 лет художественной практики, уже говорит о безграничной природе цифрового искусства и подчеркивает значимость этого поворотного момента.
В чем была специфика проведения самих торгов?
– Все ставки делаются на онлайн-платформе Christie’s, но только окончательная ставка будет записана в блокчейне, что сокращает футпринт этой сделки.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы рынка NTF?
– NFT обладают огромным потенциалом на рынке искусства, впрочем, как и на других рынках. Потенциал NFT в качестве способа установления прав собственности поистине огромен. Продажа работы Beeple за такие деньги со всей очевидностью продемонстрировала огромный интерес к появлению произведений цифрового искусства на рынке и их потенциал в качестве средства художественной выразительности. Цифровое искусство – давно сформированная художественная практика, существующая с 1950-х годов, когда обычные люди впервые получили доступ к компьютерным технологиям. Однако до внедрения технологии NFT и блокчейна невозможно было определить цену для того или иного произведения, созданного исключительно цифровыми средствами. Все это говорит о том, что цифровое искусство не ново само по себе, но обладает новизной для арт-рынка. Теперь мы являемся свидетелями того, как оно наверстывает упущенное. Мы рады, что теперь у Christie's есть возможность использовать нашу платформу для продвижения художников-новаторов на международном арт-рынке.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин