МОСКВА, 9 мая, ФедералПресс. Не так страшен враг, если над ним можно посмеяться. Во время Великой Отечественной войны юмор использовался, чтобы подарить людям надежду, а солдат лишить страха перед противником. Над чем смеялся народ в военные годы, рассказывает «ФедералПресс».
«Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, которая ежечасно нас подстерегала, становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера», – говорил артист и фронтовик Юрий Никулин.
Смех дает человеку силы справиться с самыми страшными моментами в жизни. Поэтому во время Великой Отечественной войны люди использовали юмор, чтобы продолжать бороться. Юмористические публикации вдохновляли народ на борьбу с врагом. Своими произведениями делились не только профессиональные писатели, простой народ и бойцы на фронте тоже придумывали частушки и поговорки.
Сатирические журналы
Юмористические журналы внесли большой вклад в распространение как шуток опытных авторов, так и народного творчества. Посмеяться можно было и над публикациями в сатирических изданиях, которые существовали еще до войны, и над юмором в появившихся специально для фронтовиков журналах.
Из уже существовавших изданий можно отметить журнал «Крокодил». С течением войны юмор менялся – от довольно аккуратных слов в начале войны до издевательских шуток в последующие годы.
«Ну удалось захватить (немцам) еще один город, еще другой город. А дальше что? Победы не видно. Русские не сдаются», приводит цитату «Армейский стандарт» из номера журнала, вышедшего в конце ноября 1941 года. А вот в 1944 году юмор совершенно преобразился, и на страницах «Крокодила» можно было найти, например, такие строчки:
Среди немецких генералов
– Сколько времени вы командовали дивизией под Бухарестом?
– Не знаю, я не смотрел на часы.
Из изданий, начавших выходить в годы войны, можно вспомнить сатирический журнал «Фронтовой юмор», который издавался политуправлением Западного фронта в 1941–1945 годах, сообщает портал «История.рф». В журнале активно публиковалось творчество солдат, командиров и политработников.
Частушки
Во всех юмористических изданиях наряду с литературными текстами, публиковались частушки.
«Частушка своим колким словом заставляла подтянуться нерадивого, бросала искру ненависти к подлому врагу в сердце робкого и зажигала глаза его смелостью и отвагой почву», – говорил офицер запаса Родионов.
Можно привести такие примеры народного творчества:
– Что не слышно больше звону
К немцам в штаб по телефону?
– Комсомольцы у пруда
Оборвали провода.
Долго в Хельсинки орали:
«Мы хотим быть на Урале!»
Но продукция с Урала
На их головы упала!..
Пословицы и поговорки
Нельзя обойти стороной и такой вид народного творчества, как пословицы и поговорки. В емких строчках люди передавали то, что происходит на фронте.
Если немцы кричат: «Капут!»
Значит, в плен сдаваться идут.
В горах бойцы ведут вылазки
По-суворовски и по-брусиловски!
Анекдоты
На страницах юмористических журналов публиковалось и множество анекдотов. Можно привести такие примеры:
– Наше отступление, оказывается, не стихийное, а по плану.
– Безусловно, по плану… русских.
Генералы разговаривают с Геббельсом:
– Нам нечем хвалиться. Русские захватили наши танки и пушки, ими же нас и громят.
– Вот и прекрасно. Так и запишем: «Новая победа немецкого оружия».
Артисты, прошедшие войну
Всем нам известны такие имена, как Юрий Никулин, Владимир Этуш, Анатолий Папанов и другие. Всех артистов объединяет то, что они прошли через войну.
В апреле 1941 года Юрий Никулин уже готовился к демобилизации, но попасть домой ему было не суждено, ведь 22 июня началась война. Он прошел ее всю.
По словам его военных товарищей, Никулин и на фронте был «артистом». В часы отдыха он развлекал остальных шутками и анекдотами собственного сочинения. Можно привести в пример такую байку.
«Шли бои в Эстонии, взяли наши войска город Тарту и в нем большие склады и спиртзавод. Кому что в трофеи досталось, а мне – котелок спирта. И выменял я на него полную немецкую офицерскую форму – для своего «театра». А был у нас в зенитном дивизионе повар. Очень любил девчатам про свои подвиги рассказывать, а в боевой обстановке – трус невероятный. И решил я подстроить ему такую каверзу. Оделся немцем и выскочил из-за кустов на полевую кухню: «Хенде хох!» Повар со страху руки задрал, а в руке-то черпак с горячими щами, они и вылились ему на голову… Я как захохочу, а повар – бежать! В штаб в панике прибегает, кричит: «Немцы!» Послали дозор разведать обстановку, а у кухни сидит Никулин в немецкой форме и щи уплетает…»
Владимир Этуш записался на фронт добровольцем. Он сражался на Западном и Южном фронте и был тяжело ранен в 1944 году. Артист был награжден множеством медалей и Орденом Красной звезды.
«Орден мне командир полка вручал на бегу. Во время атаки. Бежит рядом и кричит: «Этуш, тут тебя орденом наградили, держи, пока меня не убило или тебя». И отдал вместе с коробочкой», – вспоминал актер.
Анатолий Папанов ушел на фронт и сразу же был отправлен на передовую. Он был тяжело ранен в 1942 году, его комиссовали после госпиталя.
Затем, после возвращения с форнта, актер принял решение подать документы в Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского. Художественным руководителем в то время был Михаил Тарханов. Он прослушал Папанова и предложил зачислить его сразу на второй курс.
В дальнейшем военное время артист комментировал так:
«Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как люди седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось – нет… Это «прием» войны».
Ранее мы собрали трогательные письма солдат с фронта. Они были единственным связующим звеном между передовой и тылом. А сейчас эти письма являются памятью о тех, кто прошел через войну.
Фото: архив Минобороны России