МОСКВА, 9 октября, ФедералПресс. Ненормированный рабочий день – не повод трудиться без ограничений: по Трудовому кодексу привлечение к работе за пределами обычного времени должно быть эпизодическим, а взамен сотрудник гарантированно получает дополнительный оплачиваемый отпуск. Об этом «ФедералПресс» рассказал кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Балынин.
«Понятие ненормированного рабочего дня имеет строгое закрепление в статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой под ним понимается особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени», – пояснил Балынин.
По его словам, важный акцент делается на эпизодичности привлечения, то есть ненормированный рабочий день не означает систематический труд без ограничений по времени. Следует при этом отдельно подчеркнуть, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Эксперт уточнил, что при этом статьями 116 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации работникам с ненормированным рабочим днем гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность такого отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может быть менее 3 календарных дней.
Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня. Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками. Минимально допустимая продолжительность ежегодного отпуска в России составляет 28 дней, то в случае ненормированного рабочего дня она увеличивается для таких работников до 31 дня.
«Следует подчеркнуть, что речь в данной оценке идет о минимальных значениях, так как в организациях может быть установлено увеличение отпуска для работников с ненормированным рабочим днем не на 3 дня, а на более продолжительный период времени», – подытожил экономист.
Напомним, работавшие на Крайнем Севере россияне могут выйти на пенсию на пять лет раньше остальных.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Светлана Возмилова


