НИЖНЕВАРТОВСК, 26 ноября, ФедералПресс. Его судьба решилась в Дрездене. Тогда, в далеком 1981 году, он служил срочником в группе советских войск в Германии. Это было время, когда вся мировая пресса писала о рекордах Самотлора, и среди солдат было много тех, кто после демобилизации по комсомольской путевке хотел ехать работать на легендарное месторождение. В список желающих свою фамилию внес и рядовой Ирек Кадыров.
«О Самотлоре я слышал еще до призыва в армию: несколько человек из моей родной деревни работали в буровых бригадах, – рассказывает Ирек Рашитович сегодня. – Конечно, уже тогда влекла романтика Севера, но твердое решение ехать в Нижневартовск возникло ближе к окончанию срока службы».
На борту самолета рейса Дрезден – Ленинград – Омск было порядка 170 человек в солдатской форме. Пересадка – и дальше на поезде по ранее определенному маршруту: в Нижневартовск, на добычу самотлорской нефти.
«Был конец октября 81-го года, – вспоминает знакомство с Севером Ирек Кадыров. – Хорошо запомнил момент, когда мы выпрыгнули из вагонов на перрон, а нас встретил холодный ветер. Он прямо леденил. Но он только сперва таким неприветливым был, потом мы его даже не замечали».
Энергичные, полные энтузиазма ребята с армейской закалкой. Разве их мог испугать Север? Они ведь знали, куда взяли билет, и понимали, что здесь будет непросто. Тем более их ждал Самотлор, которому была необходима сила молодых.
«Да, погода оказалась неласковой, но люди нас встретили радушно. Стало ясно: сработаемся, – уверенно говорит Кадыров. – Железнодорожный вокзал собой представлял крошечное здание. Разместиться здесь было невозможно. Нас повезли прямо в контору объединения. Нижневартовск в ту пору только поднимал над болотистой местностью свои этажи, вокруг в основном были только серые балки. Общежитием на тот момент для нас стала «красная комната» предприятия. Расстелили на пол шинели и легли спать. А уже наутро практически каждый из нас получил направление на работу. Времени для раскачки, как говорится, не было: 2 ноября был мой первый рабочий день на Самотлоре. С тех пор и тружусь здесь оператором по добыче нефти и газа».
Цех, в который Ирек Кадыров получил направление, только-только начинал действовать: было сдано с десяток скважин и повсюду шумно работали буровые станки. Сегодня опытный нефтяник с ностальгией вспоминает то время: бодрил дух непрерывный трудовой ритм, царивший на Самотлоре, остановить его не в силах были даже начавшиеся сильные морозы. К слову, спецодежды на складах вновь прибывшим нефтяникам не хватило, поэтому до Нового года многие носили свою солдатскую шинель. Но не мерзли: просто времени на это не хватало – работы было слишком много.
«Вырос я в деревне, с детства был приучен к труду, не умел халтурить, а наоборот, был напористый и усердный, оттого сразу же и завоевал доверие и уважение старших коллег, – рассказывает Ирек Рашитович. – Да и на Самотлоре нельзя иначе. Люди здесь особенные: душевные, никогда не позволяют себе бросаться словами, напротив, стараются поддержать, помочь. Мне кажется, за 38 лет, что я здесь работаю, эти качества в людях не изменились. Секрет прост: то, чему нас учило поколение первопроходцев, сегодня мы стараемся передать молодым».
Среди новой плеяды нефтяников Самотлора достойное место занял и сын Ирека и Зубаржат Кадыровых Денис. В детстве он любил с отцом ездить на месторождение, тщательно изучал нефтяное оборудование, скрупулезно анализировал каждую деталь. Поэтому и не удивительно, что он после окончания школы выбрал нефтяной техникум и уже дипломированным специалистом пришел в АО «Самотлорнефтегаз». А потом получил и высшее профильное образование.
«Выбрал я направление переработки нефти и газа, работаю в ЦППН-6 оператором обезвоживающей и обессоливающей установки, – рассказывает Денис. – Для меня отец всегда был и есть пример во всем: ответственный и добросовестный человек, которому удалось заработать себе имя и уважение здесь, на Самотлоре. В этом году нашему отцу вручили высокую награду – медаль Министерства энергетики России «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» 2-й степени. Не передать словами, какое чувство гордости я испытывал в этот момент! Не забываются чувства и прошлых лет, когда отец приносил почетные грамоты и благодарственные письма. Его пример нам наука. Старательно учиться и работать – для нас с сестренкой Дианой правило, привитое в семье. И с курса мы стремимся не сбиваться. Тому же мы с супругой учим и своих сыновей: Данила и Азамата».
Ирека Кадырова коллеги называют первоклассным мастером своего дела. Скромный, немногословный и старательный оператор по добыче нефти и газа ЦДНГ-1, он при этих словах смущается. Говорит, что добыча нефти – это работа команды, в которой, он убежден, постоянен здоровый дух коллегиальности, взаимного доверия и уважения к достижениям каждого.
Фото:АО Самотлорнефтегаз