ВАШИНГТОН, 11 августа, ФедералПресс. Тристан Харрис считает, что многие социальные и общественные проблемы порождены и искусственно поддерживаются новыми технологиями.
Тристан Харрис, бывший специалист Google по этике, занимавшийся в компании вопросами исследования и управления человеческими убежденими, в интервью Associated Press призвал включать мозги и отказываться от технологий, превращаюих людей в управляемое стадо. Этого человека называют «совестью Кремниевой долины» и он находит все больше сторонников, прежде всего среди ученых и высокквалифицированных ит-разработчиков. Харрис впервые обрел известность после скандального доклада в Google в 2013 году. Он утверждал, что многие технические продукты были разработаны таким образом, чтобы вызывать привыкание, заставляя людей тратить на них слишком много времени и отвлекая их от реальной жизни. Харрис считает, что именно технологии «принижают» (downgrading) гуманистическое начало в человеке, подталкивают людей к более экстремальным взглядам и поступкам, и затрудняют поиск взаимопонимания.
Харрис организовал движение Time Well Spent (Проводи время осознанно) и создал Центр гуманистических технологий (Center for Humane Technology). Задача данных организаций и сторонников Харриса - помешать технологиями обезличивать и порабощать людей. Тристан Харрис считает, что именно развитие технологий порождают ряд, казалось бы, несвязанных с ними, этических явлений в современном обществе – например, сокращение концентрации внимания и «клиповое сознание», радикализм и поляризация мнений в обществе, отсутствие идеалов в культуре, массовый нарциссизм, управляемость общественным мнением, сознанием и выбором (например, с помощью технологий социальной инженерии), и в целом зависимость людей от продуктов технологий. По мнению специалиста по этике, технологические компании разрабатывают продукты с одной целью – завоевать внимание, время пользователя, а в конечном счете, заставить человека «отключить свой мозг».
По мнению Харриса и его сторонников, существует масса «пустых» и ненужных человеку тем. Например, тема о конфиденциальности данных или дезинформации, активно муссирующаяся в американских и других СМИ, отвлекает от действительно важных вопросов – куда и на что тратится наше время, кто или что забирает наше внимание и психическое здоровье, откуда берется гнев и куда идет демократия. Если всерьез задуматься об этих вопросах, это окажется намного важнее обсуждения результатов выборов и прочих тем, призванных только «потратить время и внимание».
Харрис констатирует, что многие люди из YouTube и Facebook, чьи бизнес-модели полностью противоречат тому, за что выступает движение Time Well Spent, с неохотой принимают его точку зрения. Однако, участники движения разрабатывают свои функции и продукты для соцсетей и мессенджеров. Например, одна из стратегий направлена на то, чтобы отсечь манипулирование сознанием потребителей в Facebook через рекламу. Ведь на самом деле, социальная сеть делает все для соблюдения интересов своих клиентов-рекламодателей, а отнюдь не пользователей. Мы заходим в Facebook с целью посмотреть, как дела у друга, но в этот момент в памяти суперкомпьютера как бы просыпается, активируется некая модель, как будто вуду-версия или цифровая версия нас. Которая знает все, чем вы когда-либо интересовались или читали, смотрели, обсуждали. Идея главенства технологий состоит в том, что вот эта «вуду» или цифровая версия является более точной копией вас, более определенной, и в конце концов, она как бы, заявляет, что знает вас лучше, чем вы сами. Эти явления были описаны социобиологом Э.Уилсоном (Wilson) – технологии воспринимаются как Бог, и ему вручаются все возможности и полномочия Бога.
Тристан Харрис считает, что процессы, которые происходят с человеческим обществом, похожи на климатические изменения Земли, глобальное потепление. Соответственно, способы борьбы с массовым изменением человеческого сознания – аналогичны. Единственная возможность изменить появившиеся губительные тенденции – заставить людей постоянно задавать себе вопрос «А что я сделал для будущего человечества?!». Возможно, поиск ответа заставит уйти от клишированных и навязанных псевдо-Богом, технологиями, мнений и взглядов.
Фото: pxhere.com