Медийные лица вновь дружно идут во власть. Хотя у большинства из них шансов и немного, каждый старается придать вес выдвинувшей его политической партии. И здесь еще неизвестно, кто кого использует: партия – узнаваемость кандидата или кандидат... который и так хорошо известен. Политика (откровенно) для авторитетного, талантливого человека не лучший способ для повышения популярности, скорее, наоборот. Генеральный директор Института региональной политики Дмитрий Журавлев поделился с читателями «ФедералПресс» своим личным взглядом о лидерах общественного мнения и их роли в избирательном процессе.
«Привлечение звезд в политику и, в первую очередь, в избирательные списки – это обычная практика для политики, строящейся на выборах, то есть на привлечении внимания и голосов рядовых граждан. Звезды – это люди, популярные среди рядовых граждан, и поэтому пользующиеся у них большим доверием. Для успеха на выборах партиям необходимо, чтобы избиратели о них узнавали (о них помнили) и им доверяли (за них голосовали). Звезды приносят партиям узнавание и доверие – они являются «ходячим избирательным ресурсом». И поэтому привлечение звезд – медийных персон в избирательные кампании стало практически повсеместным.
Не избежала этой участи и Россия. Напомним только некоторых звездных политиков: Иосиф Кобзон, Владислав Третьяк, Светлана Савицкая, Елена Драпеко. Причем надо отдать должное нашим звездам, они не только приносили голоса своим партиям, но и довольно эффективно работали в парламенте.
Но вот у нас новые выборы. Выборы эти по-своему уникальны. После долгого перерыва возвращаются одномандатные округа. И, что может быть еще важнее, это первые выборы в XXI веке в России, которые происходят на фоне снижения жизненного уровня. Что приводит к повышению градуса эмоциональности и, как это ни парадоксально, к усилению запроса на стабильность.
В этих условиях ключевой повесткой стало сохранение достигнутого, а востребованной идеологией – консерватизм. В конечном счете все ведущие партии предложили различные варианты консерватизма, что и определяет характер нашей избирательной кампании. Борьба близких позиций всегда более ожесточенна – бороться приходится за похожий электорат. И успех в этой борьбе во многом определяется способностью партии проявить свой оттенок, показать свою особенную, отличную от других позицию, при наличии единой консервативной базы. Для решения этой задачи медийные лица не просто полезны, а жизненно необходимы. Каждое такое лицо имеет свою индивидуальную позицию или как минимум свой индивидуальный образ. И эти индивидуальности раскрашивают позиции партий, как особые драгоценности – похожие платья, позволяя партиям демонстрировать свою непохожесть и в идеологии, и в суммарном узнаваемом образе (лице) партии.
Но если в идеологии ключевых партий сегодня много общего, то стартовые позиции различных партий не одинаковы, а поэтому различна роль медийных лиц в разных партиях.
«Единая Россия» – партия, уже много лет обладающая большинством в парламенте. Естественно, ей не нужно никакое узнавание. Да и с определением своего политического оттенка здесь все понятно – классический консерватизм и державность. Но зато есть огромная задача – сохранение своего безоговорочного лидерства в Думе (для ЕР, как для многократного чемпиона в спорте, второе место равно поражению). И здесь медийные лица тоже необходимы, но от них нужны не яркость и своеобразие, а авторитет и доверие народа. А поэтому в качестве ключевых медийных лиц выступают не актеры и спортсмены, а государственные деятели. И в привлечении таких людей у ЕР огромное преимущество, почти монополия.
На съезде ЕР со словами поддержки выступал обладающий самым большим авторитетом и доверием россиян человек – президент страны Владимир Путин. В федеральной части списка ЕР традиционна только одна фамилия – лидера партии Дмитрия Медведева. 19 из 36 региональных групп возглавляют главы регионов (девять губернаторов и десять президентов), еще две группы возглавляют известные федеральные политики: полярник Артур Чилингаров (в недавнем прошлом депутат и сенатор) и Владимир Шаманов, командующий ВДВ (в прошлом губернатор Ульяновской области), а одну группу возглавляет крупный чиновник – заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин. Таким образом, создается огромный капитал авторитета и доверия, которым «Единая Россия» и будет пользоваться.
В таких условиях значение традиционных медийных лиц для избирательной кампании ЕР несущественное. Назовем несколько фамилий: Фетисов, Карелин, Третьяк. Они участвуют в избирательной кампании ЕР. Но очевидно, что локомотивами избирательной кампании они не будут. Не на них сориентирована пропагандистская машина партии – избирательная кампания фактически началась, а материалов в СМИ о медийных лицах – кандидатах от ЕР практически нет.
КПРФ – партия со своим устойчивым и многочисленным электоратом и, что, может быть, более важно для сегодняшних выборов, с четким идеологическим лицом (фактически только ЕР и КПРФ в сегодняшних условиях не нуждаются в дополнительных усилиях по определению своего идеологического лица). Это традиционная вторая партия нашего парламента, и поэтому у нее двойственная задача: как максимум увеличить свое представительство, а как минимум не потерять имеющееся. И медийные лица здесь могут помочь. Но четкость идеологической позиции и устойчивость электората накладывают существенные ограничения на привлечение медийных лиц: люди с либеральной идеологией оттолкнут коренной электорат коммунистов и нанесут партии много вреда. С другой стороны, левые медийные лица не смогут существенно увеличить результаты КПРФ, они являются авторитетами для тех, кто и так голосует за КПРФ. Поэтому, хотя медийные лица в списках КПРФ есть (кинорежиссер Владимир Бортко, космонавт Светлана Савицкая, главный редактор портала «Свободная пресса» Сергей Шаргунов), но, как и в ЕР, локомотивами они не будут. Ставка сделана на партийных работников. А известные люди будут увеличивать не столько количество голосов, сколько респектабельность коммунистического списка.
«Справедливая Россия» – партия, находящаяся между «Единой Россией» и КПРФ. В принципе, это очень удобная позиция: с одной стороны, популярная и востребованная в сегодняшних условиях роль защитников людей труда, с другой – отсутствие позиции непременной оппозиционности, без которой не может обойтись КПРФ. Но в сегодняшней ситуации борьбы оттенков такая промежуточная позиция из достоинства превращается в проблему. Партии необходимо, не меняя своих подходов, определить свою непохожесть на другие партии. И здесь медийные персоны просто незаменимы. И, естественно, в СР делают на них ставку. К примеру, в Красноярском крае депутата Госдумы Геннадия Носовко на первом месте в группе сменил экономист Михаил Делягин, Северокавказскую группу возглавил экс-тренер сборной России по футболу Валерий Газзаев, депутат Госдумы от «Справедливой России» пятого созыва Семен Багдасаров пойдет от одной из подмосковных региональных групп, телеведущий Роман Бабаян – от одной из московских. Вторая московская группа досталась журналисту Анатолию Вассерману, до сих пор никак не связанному с партией Сергея Миронова. Причем медийные персоны СР – это не артисты и спортсмены, а медийные эксперты. Очевидно, будет использоваться не только их популярность, но и их профессиональный авторитет, их влияние в кругу интересующихся политикой групп населения. Таким образом решается задача СР по нахождению своего собственного места при схожести идеологий с другими партиями. СР позиционирует себя как партия политических интеллектуалов, апеллирующая не к чувству, а к разуму. И для решения этой задачи медийные фигуры становятся незаменимым ресурсом СР.
ЛДПР тоже партия с традициями. Это традиционно партия людей, жестко критикующих конкретные недостатки, но поддерживающих стратегическую линию власти. Их можно назвать партией критического консерватизма. У ЛДПР широкий спектр задач: задача-минимум – сохраниться в Думе, задача-максимум – отобрать у КПРФ второе место в парламенте. Такая широта задач и такая идеологическая позиция требует яркого образа партии. А для создания такого образа нужны яркие медийные лица. Между тем на федеральном уровне в списке у либерал-демократов практически нет медийных лиц (исключение – это Луговой, депутат от ЛДПР и одновременно медийное лицо). Второе место – у сына Жириновского Игоря Лебедева. В проходную десятку вошли только депутаты. Вроде бы, противоречие, но это только кажется. ЛДПР – традиционно партия вождя, партия одного лица. К этому привык электорат партии. А менять привычный образ перед выборами себе дороже. Поэтому за исключением Лугового, который воспринимается в первую очередь как депутат, медийных лиц нет.
Теперь хотелось бы обратится к партиям, не представленным пока в парламенте. И сделать это на примере партии «Родина».
«Родина» – партия с богатым прошлым, но последнее время не представленная в парламенте. Поэтому главная задача партии – войти в парламент. Но в современном, перенасыщенном информацией мире эта партия забыта неактивным большинством электората. А поэтому партии необходимо, чтобы ее узнали и чтобы у избирателей с ней был связан какой-то запоминающейся образ. А самый простой запоминающейся образ – это известное лицо. Поэтому, естественно, ставка сделана была на медийные лица. По тем «утечкам», которые обсуждались, список «Родины» должен быть похож на клуб телеэкспертов. Но похоже, что «Родина» не выдержала конкуренции и имена, которые СМИ приписывали «Родине», оказались в списках СР. Но все равно ставка на узнаваемые лица сохранилась. Назовем хотя бы имя Михаила Хазина. И такая ставка для партии, идущей в парламент, а не находящейся там, неизбежна. Иного пути обратить внимание избирателей на непарламентскую партию сегодня просто нет.
Выводы
Медийные персоны – это ресурс на выборах. Они приносят голоса доверяющих им людей. Но на нынешних выборах, где идет борьба не цветов, а оттенков, у медийных персон появляется новая функция – выделять (отличать) своим узнаваемым лицом лицо своей партии от физиономий других партий. Поэтому для партий, лидеры которых сами являются медийными персонами (ЕР, ЛДПР), или для партий, чей образ четко определен (КПРФ), большой надобности в медийных персонах нет, они полезны, но не необходимы. В этих партиях ставки делаются на другие группы (государственные деятели – ЕР, партийные функционеры – КПРФ, действующие депутаты – ЛДПР). Но в партиях, где необходимо определение своего образа, своего отличия от других партий (СР) или нужно, чтобы у избирателя сформировался образ партии (непарламентские партии, в частности «Родина»), медийные персоны необходимы, и там на них делают ставку».
Фото nacexpert.ru
Выборы-2017