Вопрос текущего состояния сферы бизнеса в Российской Федерации – это не только вопрос анализа одной из наиболее важных экономических составляющих нашей страны, но и вопрос комплексного стратегического планирования бизнеса в долгосрочном периоде. Таковы и ожидания респондентов, которых спрашивали о восприятии деятельности Госдумы России 7 созыва. Так, на вопрос «Как Вы считаете, какие сферы / направления наиболее нуждаются в принятии первоочередных законопроектов и программ?» (множественный выбор, опрошено 1200 респондентов, июль 2017 г.), помимо социальных тем, 49% опрошенных выделили экономику, 29% программы развития сельского хозяйства, 16% поддержку несырьевого экспорта, 15% поддержку сферы информационных технологий, 12% поддержку развития внутреннего туризма. И, как мы видим Государственная Дума в ходе прошедшей сессии уделяла внимание этим направлениям наравне с социальными проблемами. Стоит ожидать усиления внимания на экономические вопросы в будущей сессии, после отпуска депутатов. О том, что влияет на текущее состояние бизнеса в России мы поговорили с директором Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, кандидатом социологических наук Николаем Калмыковым:
«На юбилейный XXV Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, В.В. Путин отметил улучшения экономической ситуации в России, что позволит выйти на стратегию уверенного роста. Также Президент подчеркнул значимость сформулированных ранее предложений от представителей бизнес-сообщества в сфере улучшения делового климата, что говорит о наличии уверенного диалога между представителями бизнеса и власти.
Однако, в текущем состоянии российского бизнеса все еще существует ряд проблем, которые требуют поступательного решения. Для осознания данных проблем необходимо четкое понимание факторов, влияющих на состояние бизнеса в РФ. Проведенный нами экспертный опрос «Оценка текущих факторов воздействия на развитие российского бизнеса» позволил выделить три основные группы факторов.
Первая группа факторов – барьеры для вхождения в бизнес. Опрошенные эксперты указали высокий уровень коррупции (60%) и административные барьеры (55%). Данная группа факторов приводит к монополизации рыночных структур, возникновению бюрократической волокиты, несовершенству законодательства в рамках организации бизнеса. В совокупности, это приводит к снижению эффективности отдельных сфер предпринимательства и создает материальные барьеры для входа новых игроков в отрасль, что в свою очередь ведет к снижению конкуренции и понижению качества производимых продуктов и оказываемых услуг.
Вторая группа факторов – вопросы кредитования. Эксперты, участвовавшие в опросе, указывали «Ограниченный доступ бизнеса к кредитным средствам» (44%), а также «Высокие инвестиционные риски» (38%).
Третья группа факторов – недостатки в российской экономической системе. Эксперты указали на «структурные проблемы экономики» (35%), «монополизацию рынков» (35%), «несовершенство инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, чрезмерное вмешательство государства в бизнесе» (36%), «неэффективную налоговую систему» (37%).
Факторы, которые потенциально способны улучшить ситуацию в российском бизнесе, являются зеркальным отражением существующих проблем. Это отчетливо видно из выбранных экспертами пунктов, таких как борьба с коррупцией (57%) или облегчение доступа к кредитным ресурсам (54%). В целом же акцент сосредоточен, во-первых, на упрощении российского законодательства и его адаптации к современным реалиям российского бизнеса, а, во-вторых, развитие поддержки малого и среднего бизнеса.
Нельзя не упомянуть вопрос государственного вмешательства в экономику. Наибольшее значение эксперты придали налоговой системе. Экспертами были указаны следующие ключевые факторы – «Налоговые каникулы для бизнеса» (39%) и в качестве «Модернизация налоговой системы» (36%).
Какие фактические меры необходимо предпринять для улучшения текущего состояния бизнеса?
Во-первых, изменение антикоррупционного законодательства РФ. Антикоррупционная политика государства не успевает ликвидировать нарастающие дисбалансы в национальной экономике, что приводит к возникновению коррупционных рисков.
Во-вторых, использование инструмента государственного – частного партнерства. Согласно исследованию Министерства экономического развития Российской Федерации и Центра развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово- промышленной палаты Российской Федерации, в 2015 году лидерами по использованию инструментов государственного-частного партнерства стали Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Москва вошла в первую шестерку регионов-лидеров. В 76 регионах были определены или созданы органы власти субъекта РФ, функциональные подразделения или коллегиальные органы, ответственные за развитие ГЧП. В 46 регионах два или более должностных лица имеют специальную квалификацию в сфере государственного-частного партнерства. Данная статистика свидетельствует о позитивных тенденциях развития данного института, что в перспективе даст возможность установления долгосрочных деловых отношений, совершенствования механизма вовлечения коммерческих институтов в сферу государственных заказов.
Если сравнивать исследования предпринимательского климата 2015 и 2016 года, стоит отметить, что многие прогнозы оправдались – мы наблюдаем позитивную динамику сдвига в российской экономике в целом, развитие государственного – частного партнерства. В целом предложения по улучшению предпринимательского климата остаются в рамках следующих мер государственного регулирования: введение «налоговых каникул», расширение патентной системы налогообложения и введение льгот на арендную плату. Все перечисленные меры в той или иной степени реализуются государственными структурами в настоящее время, но требуют более детализированного и многостороннего подхода со стороны властных структур».