Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«МОК и ВАДА заигрались. Кто станет российским Босманом?»

МОК играет по своим правилам
МОК играет по своим правилам

Затянувшаяся война российского спорта с «европейскими ценностями» заканчивается так, как предупреждали люди, смотрящие на мир не через экраны телевизоров. МОК и ВАДА показательно добивают российскую олимпийскую команду, отказывая в допуске к ОИ-2018 спортсменам, которые не подозревались не только в применении допинга, но даже в нарушении антидопинговых правил. В бан-лист, сообщают СМИ, в последний момент внесены олимпийские чемпионы Антон Шипулин, Виктор Ан, Владимир Григорьев, Ксения Столбова. Некоторые отстраненные и лишенные медалей прежних Олимпиад спортсмены подали иски в Спортивный арбитражный суд (CAS), где их дела скорей всего рассмотрят в формате «пчелы против меда». Что делать – в личном взгляде обозревателя «ФедералПресс» Михаила Майорова.

«Домашний стадион, свои болельщики, знакомая трасса считаются в спорте солидным преимуществом. А если при этом включается «домашнее судейство» – гостям ничего не светит. Поэтому идти в спортивный арбитраж с исками против МОК и ВАДА выглядит делом малоперспективным. Какой смысл ломиться в закрытую дверь бюрократических спортивных организаций, чтобы судиться с ними по ими же установленным правилам? По всем спортивным канонам поединок-схватку-матч-забег-заплыв-стрельбу-по-мишеням надо перенести как минимум на нейтральную площадку, а лучше туда, где преимущество изначально не на стороне спортивной бюрократии.

За примерами далеко ходить не надо. Откройте Википедию на страничке «Правило Босмана». Был такой малоизвестный бельгийский футболист, у которого в 1990 году закончился контракт с клубом «Льеж». Спортсмена пригласили в клуб «Дюнкерк», но он не смог получить там работу, потому что «Льеж» затребовал компенсацию за переход примерно в 1 миллион долларов. По тем временам сумма за, скажем прямо, весьма среднего игрока была запредельной, ставящая крест на его шансах продолжить карьеру. Для сравнения, лучший бомбардир чемпионата мира-1990 Скиллачи в 92-м перешел из «Ювентуса в «Интер» за 0,95 млн фунтов. Вы спросите, почему Босман не смог подписать новый контракт, если срок прежнего истек? Такие правила установила спортивная бюрократическая организация УЕФА.

Отчаявшись, Босман совершил революцию. Он не стал бороться с системой в рамках спортивного и футбольного законодательства, а обратился в суд общей юрисдикции. Через пять лет существовавшая десятилетия и казавшаяся незыблемой система футбольных трансферов была отправлена на свалку истории. Суд решил, что футболистов незаконно лишили прав граждан ЕС на свободное передвижение рабочей силы и свободную конкуренцию. Крепостное право в футболе было отменено в 1995-м, и игроки с тех пор могут по завершении контракта свободно переходить в любой другой клуб. Сам Босман получил компенсацию за вынужденный простой в размере 500 тысяч долларов.

В случае с МОК и ВАДА просматриваются некоторые аналогии. Их отношение к допингу отличает презумпция виновности спортсменов. Решения выносятся по итогам процессов, которые по форме напоминают инквизиционные. Многим ли удалось избежать в средневековых судилищах пыток? Каким был процент оправданных и чудом спасшихся от смерти? Олимпийская хартия – современный вариант Молота ведьм. Ее 58-й пункт гласит, что МОК является последней инстанцией по любому вопросу, касающемуся Олимпийских игр, а пункт 61 безапелляционно утверждает, что все споры по поводу Олимпиад должны решаться исключительно в спортивно-арбитражном суде (CAS).

Эй, ребята, а вы уверены? – подумал Босман четверть века назад. На нейтральном поле выяснилось, что играть по своим правилам спортивные бюрократические организации могут, пока их регламенты и хартии не начинают ущемлять законные права людей и их финансовые интересы. Босман решился пойти против системы, потому что ему нечего было терять. Сейчас в мире много спортсменов, которым точно также нечего терять. Нужен всего один смельчак, который обратится в обычный неспортивный канадский, американский, британский, швейцарский или суд любой другой страны, где во главу угла ставятся европейские ценности, и заявит, что его осудили, лишили работы и заработка с нарушением прав на презумпцию невиновности, помощь адвоката и состязательность процесса. И сотворили с ним весь этот ужас организации со штаб квартирами в Канаде и Швейцарии.

«У нас такие правила, он виновен, потому что – спортсмен», – пояснят в суде МОК и ВАДА. Как на это посмотрит судья из бюрократической системы, заточенной на защиту прав людей? Не пора ли проверить? Адвоката на месте наймите с обещанием выплаты гонорара из отсуженной у МОК и ВАДА компенсации. Справку о премиях за олимпийские медали и размере упущенной выгоды от рекламных контрактов не забудьте. Похоже, в МОК забыли, что сами допустили на Игры профессионалов, для которых спорт – это зарплаты, а соревнования – рабочее место. А где есть работники и зарплаты, там автоматически должны активироваться трудовое законодательство и профсоюзы. МОК и ВАДА заигрались. Кто станет российским Босманом?»

Фото:Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Сюжет по этой теме
30 ноября 2019, 17:55

Допинг-скандал в российском спорте

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.