В понедельник по Сибири прокатилась спланированная информационная атака. На электронные почтовые ящики школ, больниц, бизнес-центров рассылались анонимные письма с угрозой взрыва. Тысячи людей были эвакуированы со своих рабочих и учебных мест. А уже сегодня от «телефонных террористов» страдают регионы Юга и Урала. Любопытно, что при этом достичь своей цели – посеять панику – лжеминерам во всех случаях не удалось. Личным взглядом на то, почему люди перестали поддаваться на провокации, с «ФедералПресс» поделилась клинический психолог реабилитационного центра «Беркана» Юлия Кроха:
«Отсутствие паники можно разложить две составляющие в восприятии: взрослое и детское. Нам, взрослым, кажется, что если что-то происходит, то так оно и нужно. Своеобразный фатализм. Детям передается наше отношение. Если мы спокойно реагируем, то такая же реакция будет и у детей. Они примут, что если 1000 раз была ложная тревога, то почему в 1001-й все же бабахнет? С одной стороны, это очень хорошо: если что-то случится, то не будет паники. С другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что в чрезвычайных ситуациях, в чем-то совершенно непредвиденном и непредсказуемом, как в «Зимней вишне», срабатывают совершенно другие механизмы.
Когда в очередной раз мы услышим о минировании школы, то одной из версий называется «телефонный терроризм». И бывают случаи, когда звонили дети. Для них все усилия по эвакуации и вызову спецслужб кажутся частью игры. Непонимание идет по одной простой причине: вспомните нас с вами, не было ничего прекрасного, когда отменяли уроки. Дети не понимают, что существует реальная опасность, что в одном тысячном или миллионном случае бомба может находиться в школе.
Я думаю, что основная причина, почему дети не считают «телефонный терроризм» чем-то плохим, – во-первых, это очень весело, когда их собирают вместе; во-вторых, не надо учиться. Тоже самое и с торговыми центрами и всем остальным – повторюсь, это воспринимается как очень прикольная и веселая игра.
Откуда это? Здесь две причины. Во-первых, у детей нет совершенно понятия временной перспективы. Во-вторых, у них не сформировано понимание смерти. По второй причине, кстати, все диктаторские режимы с большим удовольствием используют детей в качестве боевиков. Во-первых, у детей еще нет морально-этических норм, и они достаточно жестокие. Во-вторых, дети совершенно не боятся смерти, потому что еще ее не понимают.
Дети живут здесь и сейчас. Когда мы говорим, что на день рождения ребенку купим велосипед, – это все равно что сказать, что через 120 лет. То есть у ребенка есть временная перспектива буквально до завтра. Поэтому нельзя давать долгосрочные обещания – если пообещал, то как можно быстрее».
Фото: «ФедералПресс» / Дмитрий Барков.
Массовые сообщения о минировании