Счетная недавно сообщила не самые радостные новости: пока что госпрограмма поддержки сельского хозяйства выполнена только на 65,6 %. Комментирует Анна Вовк, председатель комитета Торгово-промышленной палаты Москвы по развитию инвестсреды для бизнеса, член ТПП РФ, генеральный директор компании «Национальная Дистрибьюция»:
«Обещать – не значит жениться, написать программу – не значит дать денег. Весьма неприятный момент на фоне того, что убытки проблемных предприятий сельскохозяйственной и лесной отраслей по итогам 7 месяцев 2019 года выросли в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 125 млрд рублей. А чистая прибыль в отрасли сократилась на 17 %. Главная причина таких финансовых показателей – сокращение экспорта пшеницы и меслина (это смесь пшеницы и ржи) примерно в 1,5–1,7 раза по сравнению с прошлым годом.
Однако не у всех сельскохозяйственных компаний дела одинаково плохи. Одни наращивают убытки, а другие, пусть и не так быстро, – прибыль. Доходы успешных компаний за этот же период выросли, по данным Finexpertiza, на 28 %. Деление на везунчиков и неудачников только усиливается. И реализация программ господдержки, как бы странно это ни звучало, только усиливает это деление. Как отмечает Счетная палата, хуже всего обстоят дела с поддержкой мелиорации сельхозземель (по факту на эти цели ушло только 23,3 % от запланированных средств), с поддержкой фермеров и созданием сельской кооперации (исполнение на уровне 35,7 % от плана) и с финансированием строительства дорог в сельской местности (исполнение – 38,1 %).
Российские фермеры, пожалуй, больше других в отрасли заслужили того, чтобы на них обратили внимание. Аграрные реформы в 90-е годы были направлены на то, чтобы небольшие семейные фермы вытеснили с рынка устаревшие и неэффективные колхозы.
Однако уже сельскохозяйственная перепись 2006 года показала, что планы не сбылись: после кризиса 1998 года крупные агрохолдинги стали усиливать свои позиции, и в итоге 0,113 % сельскохозяйственных организаций в стране владели 81,5 % посевных земель и 48,3 % крупного рогатого скота. Шло время, но положение фермеров все никак не улучшалось: тенденция к укрупнению сохранялась. Сельскохозяйственная перепись 2016 года показала, что при общем сокращении числа сельхозорганизаций доля компаний, владеющих более чем 10 тыс. га земли, выросла в 7 раз. А численность крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей сократилась на 38,7 %. Как отмечают в Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермеры ради выживания и экономии средств вынуждены уходить в тень, формально превращаясь в личные подсобные хозяйства (их деятельность пока что признается некоммерческой).
В итоге в прошлом году КФХ произвели только 12 % от всей сельскохозяйственной продукции. Негусто. Фермеры жалуются на то, что государственная поддержка их обходит стороной. Даже полное выполнение своих обязательств государством не гарантирует получение поддержки фермерами. Выделенных субсидий на льготные кредиты на всех не хватает – кто раньше за ними пришел, тот и получил. И, если крупные агрохолдинги могут использовать заемные средства круглый год, то малым фермерам они нужны в основном в периоды посева и сбора урожая. В январе-феврале никакого прока от льготного кредита для них нет. К тому же банки куда охотнее работают с крупными и надежными агропредприятиями, чем с балансирующими на грани банкротства фермерами. Все как в дикой природе: кто сильнее, тот и получает пищу.
По данным АККОР, в прошлом году фермеры получили только 1 % от выделенных на модернизацию бюджетных средств. Но даже чтобы получить эту поддержку, придется побороться: осилить весь путь, победить бюрократию, и получить льготный кредит смогли только 3,3 % КФХ.
А как же нацпроекты? Ведь фермеры – это как раз малый бизнес, о котором так много и громко говорят. К сожалению, далеко не все могут рассчитывать на помощь в рамках нацпроектов. По этой линии работает программа «Агростартап», в рамках которой могут получить грант до 3 млн рублей независимые фермеры и до 4 млн рублей – предприниматели, входящие в состав кооператива. Поддержка хорошая, но, как следует из названия, гранты распределяются только при открытии нового дела. А уже работающие хозяйства вынуждены справляться своими силами. Новичкам же не под силу перевернуть сельское хозяйство с ног на голову, их просто слишком мало. Например, в Пензенской области подобные гранты на сумму от 1,3 млн до 3 млн рублей получили 33 предпринимателя. А всего в регионе насчитывается порядка 1500 фермерских хозяйств. Из-за финансовых затруднений фермеры даже не могут сейчас использовать удобрения в необходимом количестве.
Однако не все решается деньгами. У фермеров масса других, не менее насущных проблем, справиться с которыми самостоятельно невозможно. На рынке труда наблюдается дефицит квалифицированных кадров (только 15 % фермеров имеют высшее образование), фермеры не получают консультативную поддержку (в США, например, власти самостоятельно проводят анализ на предмет того, какая продукция в грядущем году должна пользоваться наибольшим спросом и что даст наибольшую выгоду, и предоставляют соответствующие рекомендации аграриям). Отсутствие достоверной информации, например, в позапрошлом году привело к перепроизводству зерна, из-за которого аграрии понесли убытки на 50 млрд рублей, а в этом году из-за слабого урожая и сокращения посевных площадей наблюдается дефицит гречки.
Но самое главное, чего не достает фермерам, – это стабильного спроса. То, что у людей не хватает денег, – это полбеды. Не меньшая проблема заключается в трудности с попаданием на полки торговых сетей. Ретейлерам важнее всего стабильные поставки большого количества однотипной продукции, к тому же дешевой (пускай даже и в ущерб качеству). Естественно, фермеры этим похвастаться не могут. Ситуацию могли бы исправить центры, консолидирующие фермерскую продукцию, или специальные отделы фермерских товаров в гипермаркетах. Но пока что единственный шаг, сделанный в этом направлении, – это попытки Корпорации МСП научить фермеров общаться с менеджерами гипермаркетов в центрах компетенции. Вещь полезная, но никакие навыки общения не заменят реальную продукцию.
А может, и не надо заниматься малыми фермерскими хозяйствами, раз крупные агрохолдинги их успешно вытесняют? Увы, но не все можно пускать на самотек. Фермерские хозяйства – это и рабочие места в сельской местности (крупные агрохолдинги не могут прийти в каждую деревню), и разнообразие продуктов на прилавках магазинов и рынках, и здоровая конкуренция, от которой выигрывает потребитель.
Поэтому хотелось бы в самое ближайшее время увидеть со стороны государства актуализацию нынешних программ поддержки и разработку новых, которые не будут зациклены на прямых субсидиях и дотациях. Аграриям необходимы новые отечественные сельхозкультуры, новые высококачественные сорта растений и породы животных (а для этого необходимо активнее поднимать семеноводство и экспериментальное животноводство из разрухи), аграриям нужны кадры, готовые жить в деревне (а для этого нужны комфортные условия проживания и инфраструктура), и стабильный спрос на продукцию. А без всего этого так и продолжим зависеть от белорусского молока, турецких помидоров и египетской картошки».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Национальные проекты