Госдума приняла в первом чтении поправки в законопроект «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Изменения позволяют врачам отказывать больным в оказании медицинской помощи. По заявлению члена Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексея Старченко, речь идет об исключении из части 5 статьи 15 закона об ОМС положения, в котором говорится, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным пациентам в медпомощи. Получается, что любая больница страны сможет отказать любому пациенту в лечении. О том, чем действительно опасны такие поправки, а также о том, может ли оказаться полезным законопроект, «ФедералПресс» рассказал врач-педиатр, член Союза педиатров России, глава комитета по вопросам семьи и охране здоровья Ульяновской городской думы Дмитрий Малых:
«Я думаю, что сейчас выбран самый неудачный момент для обсуждения этой инициативы. Бушующая эпидемия коронавируса и законопроект о возможности отказа в предоставлении медицинской помощи – это звучит чудовищно.
Пока мы не знаем всех юридических деталей готовящегося законопроекта, но гарантирую, что уже в ближайшие дни сам факт его обсуждения вызовет мощный общественный резонанс и бурю негативных комментариев в адрес врачебного сообщества. Люди сейчас встревожены происходящим вокруг пандемии коронавирусной инфекции, и тема общественного здоровья и здравоохранения является ключевой в общественно-политической повестке.
Эмоции переполняют всех, многие граждане не станут разбираться в тонкостях инициативы и начнут интерпретировать обсуждение этого законопроекта как попытку врачебного сообщества снять с себя ответственность за здоровье тяжелобольных граждан. Хотя, как мы понимаем, врачи в данном случае вообще в этом процессе не участвуют. В отдельных ситуациях такой закон действительно может быть полезным. Например: врач упорно занимается решением проблемы со здоровьем больного, но больной отказывается выполнять назначенные лечебные и диагностические манипуляции. В подобных случаях считаю обоснованным появление для врача возможности отказаться от работы с таким пациентом.
«Это прямое ограничение прав пациентов». Правозащитник – о реформе системы здравоохранения и ОМС
Я уверен, что обсуждение подобных законов должно проходить строго при участии всех заинтересованных сторон: врачей и медицинских менеджеров, представителей страховых компаний и пациентов. Сейчас обеспечить подобное обсуждение не представляется возможным: врачи занимаются лечением огромного количества пациентов, многие граждане вынуждены соблюдать карантин или режим самоизоляции.
Все вопросы здравоохранения должны рассматриваться в трех направлениях: борьба с коронавирусом, оказание плановой и экстренной медицинской помощи, не связанной с коронавирусом, и то, как это профинансировать.
Я уверен, что вернуться к этой теме можно только после того, как мы все добьемся стабилизации эпидемиологической обстановки. Такие вопросы нужно обсуждать без сторонних эмоций и на высоком экспертном уровне, не забывая при этом главных участников системы оказания медицинской помощи».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса