Пандемия коронавирусной инфекции, по-видимому, дала толчок реформированию системы обязательного медицинского страхования в России. Регионы впервые за 30 лет, которые прошли с момента развала Советского Союза, столкнулись с серьезным вызовом, который обнажил все проблемы, да и вообще истинное состояние отечественной медицины. Очевидно, что возврата к бюджетной медицине не будет (и это в интервью, опубликованном в сборнике РАНХиГС, заявила вице-премьер Татьяна Голикова). Но даже если реформировать действующую систему здравоохранения, а вместе с ней и систему ОМС, делать это нужно с умом, уверены эксперты, чтобы не навредить отрасли еще больше. Своим мнением по этому поводу с «ФедералПресс» поделился сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов:
«В конце сентября в Госдуму поступил проект реформы здравоохранения, разработанный в Минздраве и Федеральном фонде ОМС (ФФОМС), который планировалось принять по-тихому вместе с законом о бюджете ФОМС на будущий год. Всероссийский союз пациентов, как и многие другие, узнал об этом постфактум.
Минздрав сейчас говорит, что никакой реформы здравоохранения не предполагается, а речь идет всего лишь о небольших корректировках финансирования в уже сложившейся системе, и никаких радикальных новаций не будет. Однако с этим несогласны не только пациентское сообщество, но и многие государственные ведомства – ЦБ, Минфин, Счетная палата. В Госдуме также нет единства: комитет по финансовым рынкам и правовое управление Госдумы раскритиковали законопроект. Уже одно это должно насторожить даже самого поверхностного наблюдателя.
Надо признать, мы стоим на пороге масштабной реорганизации всей системы ОМС, которая развивалась по страховым принципам последние 30 лет. И, скорее всего, реорганизации не в лучшую сторону.
Любые изменения в медицине должны быть направлены на улучшение качества и продолжительности жизни каждого россиянина. Не будем забывать, что абсолютное большинство наших граждан застрахованы и получают медицинскую помощь по полису ОМС. Изменения необходимы, если они направлены на повышение доступности и эффективности медицинской помощи. Других целей изменения законодательства быть не должно.
В данном законопроекте, на первый взгляд, речь идет об администрировании системы и перераспределении финансовых потоков. Так, предлагается наделить ФФОМС статусом страховщика в системе ОМС и возложить на фонд полномочия, осуществляемые страховыми медицинскими организациями: организацию оказания и оплаты медицинской помощи в федеральных медицинских организациях. А это, как правило, наиболее передовые клиники, оснащенные самым современным оборудованием и высококвалифицированными специалистами. Предполагается, что федеральные медицинские организации будут осуществлять свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с договорами, заключаемыми между ними и ФФОМС.
Однако и ФФОМС, и медучреждения подчиняются Минздраву, а значит, налицо потенциальный конфликт интересов.
Кроме того, главным преимуществом страховой модели является ответственность страховой медицинской организации за качество медицинской помощи, которую получает застрахованный, а равенство медучреждений гарантировано правом свободного выбора для пациента медицинской организации. Переход к сметно-распределительной модели финансирования федеральных медицинских организаций и подчинению их напрямую ФФОМС может привести к снижению доступности и качества медицинской помощи.
Если будет отменен контроль со стороны страховых организаций за медпомощью в федеральных центрах, нужна равноценная замена такого контроля. При этом важно осознавать, что необходим не контроль ради контроля, а контроль ради эффективной защиты и восстановления прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи за счет средств ОМС. То есть фонду потребуется дополнительно создать структуру для контроля защиты прав пациентов, фактически дублирующую функционал страховых медицинских организаций, что ставит вопрос об эффективности расходования бюджетных средств.
Но ключевое изменение, которое предусматривается данным законопроектом, – это формирование отдельного бюджета и лимита объемов медицинской помощи, которая будет оказываться федеральными медицинскими организациями в рамках ОМС. А это уже прямое ограничение прав пациентов на выбор медицинского учреждения. Теперь все лечение будет происходить в привязке к месту жительства и районной поликлинике.
Подводя итог: все изменения, которые нам сейчас предлагают, откидывают систему ОМС в прошлое, когда по-настоящему качественные медицинские услуги были доступны населению только на платной основе. Никакой бесплатной качественной, эффективной и доступной медицинской помощи больше может и не быть».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Кириченко