Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Историк о разгроме сторонников экс-монаха Сергия: «Культы церковь подавляет в зародыше»

Церковь избавляется от последней возможности появления раскольников на Урале
Церковь избавляется от последней возможности появления раскольников на Урале

Екатеринбургская епархия окончательно разрешила конфликт со Среднеуральским женским монастырем и его обитателями. Сегодня всех его жителей принудительно выселили из обители, окончательно завершив разгром сторонников Сергия Романова. Монахиням и послушницам предлагают переселяться в другие монастыри или идти своей дорогой. Политолог, историк и колумнист Алексей Макаркин считает, что это закономерный финал истории, во время которой церковь всеми силами старалась не допустить формирование на Урале полноценного религиозного культа, подавив его зачатки в зародыше. Почему верующие шли за Сергием, какая судьба ждет его сторонников и почему в РПЦ жестко подавляют малейшие возможности для раскола – в рубрике «Личный взгляд» от «ФедералПресс»:

«Монастырь перейдет под контроль епархии там образуется лояльная ей монашеская община. У людей есть выбор: либо они поодиночке соглашаются на условия церкви и их переводят по другим монастырям под контроль тамошних духовников и настоятельниц, либо они уходят в никуда. Никакой другой монастырь им не предоставят. У многих из них есть родственники и придется ехать жить к ним, деваться некуда. Никто им не позволит арендовать какое-то здание для создания нового монастыря, да и у них нет таких организационных способностей без своего руководителя.

В 90-е годы уже был схожий конфликт, когда против церковных властей и епархии выступила очень консервативная община во главе с духовником. Но там не было светского фактора, ведь отлученный Сергий спровоцировал столкновение еще и с государством. Там не дошло до осуждения высших церковных деятелей, конфликт купировали раньше. В результате им выделили другой монастырь и они успокоились, до сих пор живут. Ныне это община Боголюбово во Владимирской епархии. Здесь же конфликт зашел очень далеко и стал необратимым. Вряд ли у них появится «отец Сергий 2.0», поэтому каждый пойдет своей дорогой. Кто-то останется в церкви, а кто-то уйдет из нее. Тем более что у нас есть различные организации, позиционирующие себя как альтернативу РПЦ.

Другое дело, что для перехода в эти духовные течения нужно принять волевое решение, а этим монахиням трудно будет на такое решиться. Потому что за них решения принимал их лидер, который перед арестом не дал им никаких четких указаний. Эти люди уходили в монастырь в том числе для того, чтобы подчинить свою волю церкви и старцу. А сейчас придется думать и действовать самостоятельно.

Вообще в русской православной традиции всегда существовало особое уважение к старцам, которое сопрягалось со сдержанным отношением к церковной иерархи. Не враждебным, а сдержанным. В церковной истории отношение архиереев и епископов разных епархий к старцам очень различалось. Были те, кто их поддерживал, находясь на вторых ролях в монастырях, а были те, кто противостоял им, пытаясь подчинить монастыри себе и полностью взять их под контроль. Чаще всего такие деятели оценивались в истории монастыря весьма негативно.

Безусловное подчинение старцу, как духовному авторитету, не подразумевает подчинение архиерею, как организационному авторитету. Это отдается на волю старца. Он сказал, что нужно подчиниться – мы подчинимся, сказал, что архиерей мыслит неправильно – мы не будем его слушать. Ситуация с Сергием выделяется тем, что старец начал критиковать мышление главного архиерея – патриарха. В такой ситуации он выступает в роли мученика, выступающего в роли защитника «истинного православия» перед своими послушниками. Тем более в православной традиции можно найти много аргументов в пользу такой точки зрения. Были случаи, когда во время борьбы с разными ересями патриархи сами становились еретиками. И такие старцы как раз указывают на такой опыт. И тогда только отдельные архиереи, или даже люди без такого сана, оставались верными православию. Таких случаев и деятелей в истории церкви много. Например, Флорентийская уния и митрополит Марк Эфесский, который будучи архиереем пошел против официальной позиции церкви и императора.

Появление различных культов и раскольников церковь пресекает в зародыше. Поэтому разгоняют возможные центры их появления, переселяя людей в другие общины. Центр нового культа может жить в конфликте с официальной церковью годами – тот же монастырь Эсфигмену на Афоне, который вышел из юрисдикции Константинопольского патриарха и десятилетиями живет сам по себе. Но у нас опасались, что община отца Сегия станет центром притяжения для новых паломников. Его быстрое отлучение позволило локализовать этот конфликт и он не смог привлечь новых людей. Хотя локализация не позволила решить проблему с этой конкретной общиной, потому что для них Романов стал новым Максимом Исповедником и его арест стал закономерным явлением».

Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.