Top.Mail.Ru
Политика
Москва
1

Почему провалилась московская вакцинация

Одна из главных проблем московской вакцинации – плохая маршрутизация

В Москве продолжается прививочная кампания. 14 июля столичная общественная палата анонсировала проведение голосования об обязательной вакцинации, тремя днями ранее в парках выстраивались огромные очереди за «КовиВаком», а в ресторанах до сих пор действуют QR-коды. Политический обозреватель «ФедералПресс» Рустам Юнусов изучил три главные ошибки московской кампании и уверен, что пока она больше похожа на провал, чем на успех:

«Около месяца назад вакцинация официально стала обязательной. С заявлением в своем блоге выступил мэр Москвы Сергей Собянин. Тут же начались дискуссии, подключился лояльный бизнес, готовый перевыполнить норму. Появились критики, которые даже вспомнили старый добрый лозунг феминисток XX века «Мое тело – мое дело».
К слову, еще до обращения мэра многие столичные компании, из числа даже не подконтрольных столичной администрации, стали насильно отправлять сотрудников на прививку. Например, в одном небезызвестном медиа работникам предложили или «уколоться» или работать из дома «пока все не стихнет». При этом уколоться нужно было для отчетности. Куда эта отчетность шла – загадка.

Я по своей воле выбрал вакцинацию, в нашу коронавирусную эпоху логично предположить, что есть два пути – препарат и аппарат. На ИВЛ, как показывает статистика, попасть с новыми штаммами проще простого даже если тебе около тридцати. Прививаться я тоже немного боялся, потому что прочитал много историй о страшных побочных эффектах. Но все же решил сделать укол в ближайшем торговым центре. Каково было мое удивление, когда я увидел огромную очередь! Люди шли в разгар рабочего дня – и пожилые, и молодые. При этом никто не соблюдал социальную дистанцию и, кажется, даже об этом не думал. Я развернулся и ушел. В другом торговом центре – похожая история. Людей не меньше, стоят скученно, вылетает медсестра и начинает всем объяснять: «У нас количество вакцины ограничено – кто без записи, тот может уходить!».

Однако стило мне зайти на портал госуслуг, как я увидел, что в больнице, находящейся неподалеку от этого ТЦ, запись свободна – приходи и колись хоть сейчас.

Я записался, пошел в больницу, где были только ее сотрудники. Возле кабинета вакцинации гордо и одиноко стоял стенд «Выиграй машину!». Буквально за пять минут я заполнил все бумаги и получил свою дозу.

Эта предыстория нужна была для того, чтобы описать, пожалуй, самую главную ошибку столичной прививочной кампании. Эта проблема далека от препаратов и ее компонентов. Речь о маршрутизации. Столичный мэрии парадоксальным образом удается принимать хорошие выверенные решения и совмещать их с абсолютно абсурдными требованиями. Так было, например, с городскими скамейками, которые зачем-то «закрыли» на неделю, или QR-кодами для прохода в ресторан в жаркий период лета, когда большинство жителей и гостей столицы предпочитают отдыхать на верандах.

В данном случае правильным решением местных властей является постоянное расширение числа пунктов, где можно привиться. Но если люди ломятся за уколом в торговые центры и прочие общественные пространства, то так можно, кажется, только укрепить третью волну.

Когда в июне 2020 года в Москве постепенно начали снимать ограничения, то в приложении «Моя Москва» появилась возможность посмотреть загруженность парков. Почему бы не применить новые технологии и к пунктам вакцинации – сделать единую карту с возможностью оценить, где поблизости можно привиться без очереди. От ТЦ до поликлиники, в которой я сделал прививку, можно было дойти бодрым шагом за 20 минут, что по меркам столицы – небольшое расстояние. Такое чувство, что креатив, который явно был еще в прошлом году, иссяк из-за всеобщей апатии и его хватает только на розыгрыш авто за миллион. И уж не вмещается организация прививочного процесса в рамки новомодного понятие «клиентоориентированность», которое так полюбили элиты.

Вторая проблема – секта «КовиВака». С одной стороны, очень хорошо, что в Москве огромное количество желающих привиться вакциной центра Чумакова. С другой – ее мало и она заканчивается в день поставки. Заметно, что сейчас к этой теме местные власти относятся осторожно и ажиотаж комментируют только эксперты – дескать, у нас в крови спрос на дефицитный товар, что, конечно, вряд ли так. В конечном счете, как мне кажется, все дело в страхе побочных эффектов.

Центр Чумакова занимается вакцинами для детей, а значит прививка должна быть безболезненной, возможно, думает сейчас член секты «КовиВака». Но задача вакцины, как мне кажется, в том, чтобы, во-первых, защитить человека, во-вторых, обеспечить коллективный иммунитет. «Спутник V», как показывает практика, тоже дает необходимое для защиты чисто антител. Однако почему-то вакцина центра Гамалеи, которой предостаточно, вдруг оказалась в опале. Быть может просто никто никому не объяснил главный смысл вакцинации? Вместо этого мэрия вновь запускает очередной виток дискуссий, анонсируя голосование об обязательной вакцинации. Будто бы хочется прислушаться к народу, к «клиенту». Народ тем временем думает о безобидности «КовиВака», а не о катастрофических последствиях эпидемии, которая уносит миллионы жизней и уничтожает экономики даже развитых стран.

Третья проблема, на которую власти закрывают глаза – это провал в цифровизации процесса вакцинации. На прививку нужно с собой брать полис, ОМС, СНИЛС и еще дополнительно заполнять от руки анкету. Увлекательная процедура – традиционная бюрократическая волокита, которая так неуместна в эпоху, которую в правительстве нарекают «Цифровой трансформацией». Можно сделать голосование за благоустройство в приложении «Активный гражданин», голосование за депутатов на сайте госуслуг, но сделать электронную анкету для вакцинации, которую можно заполнить сразу после записи, почему-то нельзя. Да, разумеется, заполняется она несколько минут, но когда политики говорят о необходимости привить 90% населения, то каждая секунда на счету. И суммарно на анкеты тратится в стенах поликлиник больше времени, чем на сам укол.

Таким образом, пока московская вакцинация пестрит довольно-таки странными решениями и возникает чувство, что ответственность кочует от кабинета к кабинету. От лозунга «Мы сделали вакцину» до лозунга «Мы привьемся» прошло уже довольно много времени».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.