В Серпухове произошла трагедия – подросток взорвал бомбу на территории монастыря. Пострадали больше десяти человек, виновник – погиб. Как пишут СМИ, он был воспитанником церковно-приходской школы и жаловался на буллинг. Отмечается также, что ненависть подросток испытывал прежде всего к педагогам и монахиням. О произошедшем рассуждает в беседе с «ФедералПресс» диакон Андрей Кураев:
«Я думаю, что здесь нет ничего специфически-конфессионального. В любой профессии у нас есть разделение на батюшек и «попов», на врачей и «коновалов», на офицеров и «ментов», на учителей и «училок». К сожалению, людей второй категории всегда больше в любой профессии. И, наверное, в любой стране и в любой конфессии.
25 лет назад я зашел в одну православную школу – это было такое замечательное экологическое поселение в Подмосковье, где бревенчатые здания, все такое древнерусское, духовное. Просто у меня глаз и душа радовались. И вот сижу в кабинете директора – ожидаю, когда она освободится. А в это время за стенкой идет урок у первоклашек. И через толстые бревна доносится рев «училки» на малышей: «Встать!», «Молчать!» и так далее. Оказалось, невозможно построить непроницаемую стену между негативными чертами советской педагогики и церковной. И в этой серпуховской гимназии нет ни одного педагога-монаха. Там все педагоги – обычные учительницы со светским стажем. И это нормально, это как раз хороший признак. Зачем монаху, у которого нет педагогического образования, браться за преподавание? Возможно, они ведут какие-то конфессиональные предметы типа закона Божиего. Но обычные предметы ведут обычные учительницы, и это нормально.
Другое дело, что все это происходит на территории духовного учреждения, и во главе стоит игуменья, которая явно из этой школы пробует сделать филиал своего монастыря, а детей – построить в колонну юных послушников. Если вы зайдете на сайт этой гимназии, то увидите, что там до сих пор висят правила гимназиста – они напоминают правила тоталитарной секты. Ничего нельзя: жвачку, чипсы в школу проносить нельзя, контроль за тем, какая одежда, какая стрижка. Нельзя рассматривать ногти на пальцах, во время трапезы читаются Жития Святых и так далее… а дети находятся в этом «концлагере» с утра и до 6-ти вечера. Понятно, что подросткам такое дело очень не нравится, потому, естественно, будут бунты. Форма бунтов всегда бывает разная: кто-то просто плачет в подушку, кто-то имитирует послушание, а от сердца отторгает, а у кого-то возникают самые крайние и уже преступные формы протеста, к сожалению.
Мой вывод только один – поменьше корпоративной саморекламы. Сейчас декабрь. В это время по всем городам нашей страны идут православные педагогические декабрьские чтения, на которых выходят разные дяди и тети и хвалят друг друга и самих себя, и говорят, какая великая традиция православной педагогики. И говорят – отдайте нам больше власти над детьми, дайте нам больше школ, детских садов, яслей. Это вранье. Нет никакой вековой традиции церковной педагогики. Она создается сегодня на коленке, вот только за последние 30 лет. Причин этому очень много. Одна из них в том, что православная традиция – это традиция монашеская, а у монахов, очевидно, нет детей.
Вторая проблема – это то, что только в современном обществе такое вопиющее расхождение между возрастом физиологическим и возрастом культурно-социальным. Только в нашем обществе существуют подростки, причем они подростки лет до 25-ти. В традиционном обществе в 25 лет уже можно быть бабушкой. Видеть детей своих детей. Девочку в 12 лет женили. В средневековых романах был такой замечательный эвфемизм: «едва распустился цветок ее женственности». Просто девочку сразу подкладывали под мужика. Если о мальчике речь идет, то у Блаженного Августина есть замечательное выражение: «когда отец в бане заметил, что у меня появилась броня юношеской тревоги». И тоже – значит, немедленно женить надо мальчика. Да, такие ранние браки имели другие, свои проблемы. Например, у староверов это выливалось в снохачество. Чудовищная вещь, когда юный муж должен был уступать постель своему отцу. Невестку обихаживал свекр.
Да, были огромные минусы, но голова не болела, куда деть подростка. Всех замуж или женить. А ведь вопросы агрессии – это в том числе вопросы сублимированной сексуальной агрессии, которая не находит естественного выхода. Тут много чего с этим связано, и это проблема современного общества. Ни в каком Домострое вы никаких ответов на эти вопросы не найдете. Это пространство эксперимента. И нужно честно признать, что каждая православная школа сегодня – экспериментальная.
Мы ставим эксперименты на живых детях. И результат гарантировать не можем. Что-то получится, что-то нет. В конце концов, еще в конце 19 века из наших семинарий стали Джугашвили выходить. Мой вывод только один — поменьше пафоса, господа!».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева