В Екатеринбурге обсуждают разрушение очередного исторического памятника – скульптурной композиции, изображающей красноармейцев, на фронтоне Окружного дома офицеров. Командование ЦВО обещает восстановить скульптуру, но специалисты опасаются, что новодел уже не будет обладать прежней исторической ценностью. О необходимости общественного диалога и утрате объектов культурного наследия в беседе с «ФедералПресс» рассуждает кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории искусств и музееведения УрФУ Евгений Павлович Алексеев.
«Эта скульптура – один из образцов монументальной скульптуры 30-х годов прошлого века, которых у нас в городе довольно мало. Скульптура уникальна. Это не шаблонное тиражированное изображение, а авторская работа. Ее выполнил Илья Алексеевич Камбаров, известный уральский скульптор 1930 – 50-х годов. Из его монументальных произведений сохранились немногие, а группа на ОДО была наиболее известной. Скульптуры выполнялись из материалов, далеко не прочных, о чем сообщал и сам автор. Это деревянный каркас на здании, затем железная сетка и собственно цемент. Из цемента скульпторы и рабочие формировали образы непосредственно наверху. Военные историки отмечают точность в изображении пулеметов и артиллерийских орудий, называют конкретные модели вооружений. С одной стороны, налицо простота композиции и определенная плакатность, характерная для советского искусства 30-х годов, с другой – пропорциональность, выразительность и точность. Да, это не мировой шедевр, но грамотная и качественная скульптурная группа, которых в нашем городе немного. Поэтому ее разрушение вызвало такой огромный общественный резонанс, а для профессионалов это и вовсе серьезная потеря.
Уничтожение скульптурной группы шло в течение последних дней. Прохожие не совсем понимали, что происходит: то ли ее собрались белить, то ли что-то подправляют. Руководство ОДО заверяло, что идут косметические работы. Лишь когда люди увидели, что части скульптур сбиты, превращены в мусор, все поняли, что скульптурная группа уничтожена.
В каком виде она будет восстановлена – большой вопрос, ведь вся деятельность, связанная с памятниками архитектуры, строго регламентируется. Вначале руководство заявляет, что необходимо провести реставрацию, составляется проект, заполняют необходимые охранные документы. Уведомляют общественность. У нас это происходит постфактум, и снос очередного памятника становится сюрпризом для граждан. Отсюда большое волнение: мы знаем, к чему это обычно приводит.
У нас словом «реставрация» подменяют совершенно разные понятия: косметический ремонт, капитальный ремонт, грубый новодел, полное уничтожение...
Если скульптурную группу требовалось заменить, если она доведена до такого состояния, что была готова рухнуть на прохожих, как заявили вчера, то должно быть проведено соответствующее обследование. Потом, ведь эти скульптуры можно было демонтировать и представить общественности на площадке возле Дома офицеров.
Отдельно темой стало возвращение на фасад барельефа с портретом Сталина. Не вдаваясь в идеологическую дискуссию, хочется отметить совсем другое отношение к сохранению бетонной скульптуры: в 60-е годы изображение не разбили на мелкие куски, как сделали сейчас. Профиль аккуратно срезали с фасада и хранили в музее ОДО.
Военные не в первый раз проявляют такое отношение к памятникам архитектуры. С барельефом архитектора Дукельского (там изображен знаменитый непостроенный Дворец Советов, который планировали возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, и фантастические танки) на фасаде здания штаба округа они тоже накуролесили. Рельеф покрасили, как в детском саду дети раскрашивают картинки. Остается надеяться, что кто-то из Москвы им сделает серьезное замечание – нас они не слышат – и они эту краску сотрут.
К сожалению, не только военные вредят историческому облику нашего города. Они ориентируются на чиновников и представителей власти, видят, как свободно и небрежно относятся у нас к произведениям архитектуры и монументальной скульптуры. Подобный ход действий – сначала делаем то, что хотим, потом включаем пропаганду – абсолютно проверенный и удобный. То же самое с аэропортом Уктус: простоял бы он еще некоторое время, но тут заинтересовалась общественность, а потом – [глава СК РФ Александр] Бастрыкин, и тут же процесс сноса ускорился. Как бы Москва не заинтересовалась, как бы не прозвучали страшные слова: «Давайте разберемся». Разбираться не хотят, не умеют, диалог между властью и обществом, военными и гражданскими не выстраивается. Потеряно доверие, все считают, что разговоры ни к чему не приведут, нужно делать, как задумано. И вот результаты: утрата уникального культурного наследия.
Мне кажется, сама эта, честно говоря, хамская политика и презрение к общественному мнению должна меняться. Ведь речь идет не о частном здании или офисе, а об общественном достоянии, о памятнике архитектуры. Да, там заправляют военные, но никто не освобождает их от необходимости соблюдать закон».
Фото: из архива Евгения Алексеева, ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин