Чрезмерная увлеченность соцсетями вредна так же, как злоупотребление фастфудом. Люди готовы отказывать себе в сладостях и комфорте, чтобы продолжить онлайн-общение. Однако в итоге это приводит к чувству одиночества и депрессии. Поэтому время нахождения в соцсетях стоит дозировать, считает Александр Малькевич, первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ:
«Безлимитное пользование социальными сетями опасно – это все равно что иметь возможность съесть неограниченное количество Биг Маков, причем в любое время: в конце концов ты чувствуешь себя плохо. Почему это происходит и что мы можем сделать 30 января, чтобы помочь себе самим и нашим близким снизить влияние онлайн-платформ?
Интернет уже давно стал нашей второй средой обитания. 72% россиян пользуются им ежедневно, а треть проводит там больше 4 часов в день. Онлайн-блага важны для нас настолько, что многие готовы отказаться от чего-то в офлайн-мире ради доступа в сеть: по данным исследования Mail.ru Group и ResearchMe, 36% россиян пожертвуют алкоголем, 23% – сладостями, 14% – спортом, 12% – личным транспортом. Каждый десятый был бы готов ради интернета лишить себя путешествий, примерно столько же – живого общения. Действительно, зачем это все нужно, если у нас есть цифровые заменители удовольствия, и самые притягательные из них – соцсети?
На мой взгляд, их заманчивость связана с тем, что некоторые технологии таких платформ по своей сути похожи на фастфуд. Это своеобразные цифровые «закуски», не требующие когнитивных усилий и вызывающие желание потреблять их снова и снова. К ним относятся, например, бесконечный скроллинг ленты, который похож на бездонную яму и, кажется, никогда не заканчивается: ведь даже если мы подписаны всего на пару сообществ и у нас всего несколько друзей, алгоритмы соцсетей любезно предлагают нам контент, который может нам понравиться, публикации людей, которых мы в теории могли бы знать, рекламу. Это постоянный поток данных, не приносящая насыщения проверка лайков, комментариев и других реакций, которые заставляют нас заходить в соцсети снова и снова.
Параллели между такими технологиями и индустрией фастфуда напрашиваются сами собой. Обе нацелены на уязвимые категории: детей и молодых людей, которые располагают свободным временем и легко могут стать жертвой вредной привычки. Только подумайте: практически каждый пятый россиянин в возрасте 18-24 лет не может провести свой день без соцсетей!
Обе манипулируют – одна с помощью аппетитно снятых блюд, игрушек и ярких цветов, другая – более изысканными методами, такими как скрытая работа алгоритмов, всплывающие напоминания, призывающие зайти в соцсеть, и аддиктивный дизайн.
И обе отрасли, конечно, купаются в деньгах, хотя у техногигантов доход значительно больше. Для сравнения: чистая прибыль McDonald’s в мире за 2020 год составила 4,7 млрд долларов, а Instagram – 24 миллиарда долларов, то есть в 5 раз больше!
Эмоциональные параллели в части влияния и того, и другого на психическое здоровье тоже очевидны. Употребление в пищу слишком большого количества фастфуда способно привести к ухудшению настроения и депрессивному состоянию. Точно так же чрезмерное использование социальных сетей может иметь негативное влияние на психику. Так, исследование Университетского колледжа Лондона (UCL) показывает, что у 38% активных пользователей социальных сетей (проводящих пять или более часов в день на этих платформах) проявляются признаки тяжелой депрессии.
Но есть аспект, на котором сходство между фастфудом и соцсетями заканчивается. Он заключается в том, что влияние технологий платформ не так легко заметить. В отличие от очевидных эффектов нездоровой пищи, вы не можете увидеть, что происходит с вашим мозгом. И что еще хуже, виновники этого влияния в значительной степени скрыты от глаз правительств и общественности. В то время как ингредиенты куриных наггетсов общедоступны, алгоритмы и исследования, лежащие в основе особенностей дизайна соцсетей и побуждающие нас «подсаживаться» на платформы, не публикуются открыто. А возможно, что уже не до конца понимаются теми, кто их создал. Не поэтому ли сам Марк Цукерберг, как выяснилось несколько лет назад, не ведет страницу в собственной соцсети Facebook, а поручил это нескольким модераторам?
В документальном фильме «Социальная дилемма» Тристан Харрис, бывший специалист по этике дизайна в Google, описывает своих работодателей как «цифровых франкенштейнов» и объясняет, как они используют наши человеческие слабости для извлечения прибыли. Харрис открыл нам, что некоторые особенности дизайна, такие как функция непрерывного обновления ленты, характерная для Instagram и TikTok, заимствованы из индустрии азартных игр и используются в игровых автоматах, предназначенных для того, чтобы люди возвращались за добавкой и тратили больше денег.
Можем ли мы сделать что-либо, чтобы снизить влияние таких технологий? Некоторые эксперты предлагают бигтеху проявить ответственность и внедрить в свои устройства и платформы механизмы, которые заставляют их автоматически отключаться через два часа, либо добавить специальные действия-триггеры, которые затруднили бы трату денег в приложениях. Проблема в том, что технологические компании руководствуются моделью получения прибыли, основанной на привлечении как можно большего количества нашего внимания для продажи рекламодателям. Адаптация платформ таким образом, чтобы они сами ограничивали время, которое мы на них проводим, очевидно, противоречит этой модели.
Выходом из ситуации может стать собственный контроль того, сколько времени мы проводим в соцсетях, анализ того, что мы там потребляем, и честный ответ самим себе: «А нужно ли тратить на это так много?» Исследования показывают, что лимитирование пользования онлайн-платформами может ощутимо снизить негативный эффект, которые они оказывают на нашу психику. Например, ученые из Пенсильванского университета доказали, что ограничение использования Facebook, Instagram и Snapchat до 10 минут в день приводит к значительному уменьшению чувства одиночества и депрессии. Даже Билл Гейтс и Стив Джобс ограничивали экранное время своих детей — разве это не лучший показатель того, что мы тоже стоит так делать?
Мне кажется, это действительно рабочая практика, подобная тем, что используются в различных диетах. Однако, если в области питания есть «разгрузочный день», когда можно позволить себе все, что душе угодно, то с соцсетями лучше наоборот устраивать себе дни «цифрового детокса»: не отрываться онлайн сутки напролет, а полностью отказаться от использования сети. Повод устроить такое будет 30 января – в этот день как раз отмечается всемирный день без интернета. Почему бы не отложить телефоны всего на сутки, чтобы провести время с близкими, заняться любимым делом, полностью погрузиться в какое-либо занятие, не отвлекаясь на уведомления и проверку новостной ленты? Казалось бы, такой не затратный и приятный выбор, за который ваш мозг точно скажет вам «спасибо».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова