Тюменские подростки задают много вопросов о спецоперации на Украине. О том, чего детям не хватает в воспитательном процессе и почему современное поколение более инфантильно, чем способное на подвиги поколение Великой Отечественной войны, «ФедералПресс» рассказал полковник в отставке, педагог дополнительного образования детского морского центра «Алый парус» Сергей Перелыгин:
«Ребята живо интересуются этой тематикой, потому что информация разнится: по телевизору одно, в интернете совсем другое. У многих ребят, особенно призывного возраста, возникает каша в голове. Соответственно, кашу эту надо разгребать.
Некоторые наши дети говорят, что против нас снова ввели санкции, я им объясняю, что мы под санкциями с 1917 года. Нас постоянно пытаются заставить делать то, что неприемлемо не только с точки зрения идеологии, но и с точки зрения существования нашего государства. Дети слышат и вроде понимают. Буду надеяться, что у них в мозгах что-то налаживается.
Полемика с ребятами есть, конечно. Например, бывали такие вопросы: «Подумаешь, ракеты НАТО или войска стояли бы на Украине». Я им пытаюсь объяснить, что ракеты НАТО на Украине – это не то что десятки минут, а буквально минуты подлета до Москвы. Как офицер запаса, по возрасту уже в отставке, я понимаю, что таких «партнеров» как НАТО лучше держать на дистанции, и на дистанции не 300–400 км, а хотя бы 800–1000 км.
Самое главное, что я и наши педагоги стараемся донести до детей,что Россия никогда не была агрессором в современном понятии этого слова. Да, мы приходили на новые земли, осваивали, но казаки умели договариваться с местными жителями. Почему мы сейчас и живем дружно со всеми, кто населяет Россию, несмотря на разные национальности или религиозные конфессии и прочее. Когда объясняешь эти вещи ребятам, они соглашаются. Но беда в том, что многих исторических фактов они просто не знают.
Я часто рассказываю такое высказывание бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт: «Сибирь – слишком богатая, большая территория, чтобы ею владела одна страна». И спрашиваю: «Вы – тюменские парни, вы родились здесь и выросли. Вы хотите, чтобы где-нибудь в Богандинке стояла военная часть США?» Они смеются и отвечают: «Конечно, нет! На фиг они нам тут нужны?»
Когда с ними разговариваешь, они все прекрасно понимают. Просто с ними мало говорят, вот в чем беда. С нами говорили: мне батя газеты подсовывал, фильмы смотрели, хронику, в библиотеках сидели, то есть информация была вокруг. И она была однотипная, а сейчас ее очень много и она разная, поэтому у них мозги выкручиваются.
Почему мы, мое поколение, знали историю? Потому что на уроках, по радио и телевидению, в кинотеатрах – все играли в одну дуду. Чтобы сегодня я посмотрел фильм «Александр Невский», а потом пришел домой и услышал по радио выступление, как у Вани Урганта – такого не было и быть не могло.
Я считаю, что идеология должна быть у государства. Иначе это не государство. У человека, особенно молодого, должна с детства формироваться любовь к Отечеству. Любой, кто со мной учился в ТВИККУ (Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова. – Прим. ред.), вам то же самое скажет. Но! Те, кого я обучал и воспитывал в Каменец-Подольском высшем военно-инженерном командном училище имени маршала инженерных войск В. К. Харченко еще в советское время, в начале 1980-х годов, они выскажутся по-разному, потому что кто-то служил в российской, а кто-то – в украинской армии. Здесь будут абсолютно полярные мнения. Это все система воспитания. Многое зависит от среды.
Обращаю внимание детей на два момента. Первый: с 1917 года по 1941 год – за 24 года Советская власть воспитала таких людей, которые в 15–16 лет рвались в военкоматы, прибавляли себе года, чтобы уйти на фронт. А за 25 лет с 1991 по 2014 годы на Украине воспитали таких людей, которые кричат: «Москаляку на гиляку» и «Кто не скачет, тот москаль». Но когда им дают дубинкой по ребрам, они сразу притихают. Видели, наверное, хроники, когда выводили в Одессе пацанву? Срывали маски – там действительно дети по 17 лет. Вот сравнение, и все понятно становится, что такое идеология и нужна ли она вообще.
Это действительно столкновение цивилизаций. Неизвестно, что дальше будет, потому что Америка сделает все возможное, как кто-то говорит из политиков: «Американцы готовы воевать до последнего украинца». Они же спасают не Украину, они пытаются спасти себя и свою лидерскую роль в мире. А Россия всегда была в роли буфера, успокоителя.
Просто американцы забыли, что сделала Россия для них в свое время, когда они боролись за независимость. Когда Екатерина прислала российскую эскадру к берегам Америки, англичане не посмели высаживать свой десант, дабы не иметь конфликта. Это исторический факт. Как говорят в народе: не делай добра – не получишь зла».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Спецоперация