Тема информационной безопасности сегодня как никогда остро стоит на повестке дня: миллионы людей ежедневно оставляют цифровой след в Cети, не подозревая, что таким образом клюют на мошеннические схемы и ловушки. Вопрос цифрового следа человека в интернете остается открытым: как управлять им и почему это важно? На эти и многие другие вопросы «ФедералПресс» ответил директор РАЭК Сергей Гребенников.
Что такое «цифровой след»?
«Технологии прочно укоренились в жизни человека – без них сложно представить ежедневную рутину. Мы заказываем продукты при помощи цифровых сервисов, оплачиваем коммунальные счета, записываемся к врачу и совершаем еще сотни ежедневных итераций при помощи нашего смартфона или персонального компьютера. Пользователи совершают тысячи действий, не задумываясь, что их цифровой след навсегда остается в Сети. Сегодня у каждого человека есть цифровой след: наши предпочтения в одежде, интересы и хобби, поведение в социальных сетях. Например, такой ИТ-гигант, как Google, собирает большое количество информации о пользователе смартфона посредством своих цифровых продуктов, делая это иногда по умолчанию.
Вся эта информация, с одной стороны, способна помочь цифровым сервисам подстроиться под конкретные предпочтения пользователя. Но с другой, алгоритмы действительно знают многое о привычках пользователя, а смартфоны превращаются в неких «карманных шпионов», которые могут знать о нас даже больше, чем знаем мы сами. «Цифровой след» помогает мошенникам подобраться ближе к персональным данным пользователей. Тогда как сделать существование пользователя в Сети более безопасным, экологичным и спокойным?»
Безопасность в Сети: утопия или реальность
«Конечно, с ростом возможностей, которые появляются сегодня в Сети, все больше мы сталкиваемся с угрозами со стороны мошенников. По данным опроса Центробанка, в 2023 году это ощутил на себе каждый десятый россиянин. По данным Всероссийской акции «Цифровой диктант», индекс цифровой грамотности в России составляет 6,43. Это говорит о том, что нам есть куда стремиться в познании мира цифровых возможностей и угроз, ведь чем больше в Рунете появляется инновационных технологий, тем быстрее, к сожалению, возникают и новые для пользователя угрозы.
РАЭК уже не первый год признана амбассадором цифровой грамотности и образования населения в ИТ-среде. Мы стараемся знакомить пользователей с этими темами с помощью образовательных проектов, акций, лекций и мастер-классов. Отмечу, что Ассоциация является организатором Всероссийской акции «Цифровой Диктант», в рамках которой государство, а также крупнейшие игроки ИТ-рынка объединяются и вносят значительный вклад в развитие цифровой грамотности населения. В 2023 году особый акцент акции был сделан на знакомстве пользователя с отечественными сервисами и услугами, участники тестирования в рамках диктанта могли узнать об особенностях отечественных цифровых услуг. Многие из них стали для участников настоящей новинкой. Чем больше пользователи будут узнавать о цифровых возможностях и правилах пользования сервисами, тем меньше будет риск попасться в ловушки киберпреступников».
Про отечественные сервисы
«Что касается отечественных сервисов и услуг, открывающих новые возможности для пользователей Рунета, то отмечу, что процесс импортозамещения уже вышел на новую стадию. Не секрет, что следствием множественных санкций, введенных в отношении России начиная с февраля 2022 года, стал уход с российского рынка множества зарубежных игроков, сервисы, решения и технологии которых были востребованы и широко использовались российскими компаниями. Для многих из ушедших сервисов существуют российские аналоги. Особенно радует положение дел в импортозамещении социальных сетей и онлайн-платформ. В России есть собственные достойные игроки, такие как «ВКонтакте», Looky, Yappy, «Яндекс» и многие другие.
Для других (например, инструменты для дизайнеров Adobe, ПО для проектирования и черчения AutoCAD от Autodesk или платформы SAP) найти замену достаточно проблематично. Ситуация осложняется тем, что даже те сервисы, которые формально не прекратили работу в России, невозможно оплатить из-за санкций в отношении платежных инструментов. Например, в Naumen выяснили, что летом 2022 года 43 % российских компаний находились в процессе замещения зарубежных ИТ-решений. При этом переход на новое ПО требует не только усилий по поиску аналогов, но и существенных временных, финансовых и организационных затрат, связанных с переводом процессов на новые решения.
Импортозамещение для российских пользователей уже стало неизбежностью. На помощь бизнесу пришло государство. Компаниям предлагаются льготные программы кредитования по проектам, связанным с внедрением российских ИТ-решений. В свою очередь, разработчикам ПО предоставляются гранты для ускоренного вывода на рынок новых продуктов. Отечественные сервисы также находят поддержку и со стороны отрасли – в 2023 году в рамках Российского интернет-форума работала «Аллея технологического лидерства». Там российские игроки, недавно вышедшие на рынок, могли рассказать о своих продуктах и заявить о себе. В 2024 году в рамках форума выставка отечественных технологий станет еще более масштабной.
Уверен, что неизбежное импортозамещение в сочетании с финансовой поддержкой государства должны в ближайшие годы привести к появлению новых российских цифровых сервисов, которые будут более прозрачно, безопасно и открыто, чем западные аналоги, собирать и хранить «цифровой след» наших граждан».
Фото: unsplash.com