Гендиректор Нижегородского водоканала Александр Прохорчев сегодня подвел итоги 2016 года и поделился планами предприятия на текущий год. С момента его возвращения в водоканал предприятие расторгло несколько нецелесообразных договоров, пересмотрело механизм привлечения кредитов для реализации инвестпрограммы и держит курс на модернизацию сетей. В то же время вызовом для нового менеджмента предприятия остается растущая дебиторская задолженность, часть которой, сформированная проходящими процедуру банкротства предприятиями, руководство водоканала уже считает безнадежной. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Генеральный директор ОАО «Нижегородский водоканал» (100 % акций принадлежат муниципалитету) Александр Прохорчев, назначенный на эту должность в январе 2016 года, в среду рассказал журналистам о работе, проделанной предприятием в прошлом году и запланированной на текущий год. Напомним, что Прохорчев, в прошлом уже работавший в водоканале, сменил на посту гендиректора выходца из московской «Баркли» Александра Попова, в настоящий момент возглавляющего АО «Нижегородская областная коммунальная компания».
Прохорчев признался, что с приходом на предприятие в 2016 году столкнулся с «очень глубокими финансовыми проблемами» – неэффективным использованием средств, и обозначил в том числе финансирование клуба «Торпедо». По его словам, от некоторых задуманных проектов Нижегородский водоканал отказался. «Мы пересмотрели различные внутренние регламенты, которые отражались на исполнении финансовой эффективности по договорам. Некоторые договора, существование которых на предприятии вообще нецелесообразно, расторгли, в том числе аутсорсинг», – сказал гендиректор водоканала.
Он отметил, что у предприятия вообще не существовало планов капитального ремонта сетей водоснабжения и водоотведения, и в течение многих лет, кроме устранения аварийных ситуаций, в сети не вкладывалось ни копейки. «Мы, сокращая какие-то внутренние мероприятия и нецелесообразные расходы денежных средств, выкроили порядка 200 млн рублей и направили их на сети», – рассказал руководитель предприятия. Таким образом, водоканал переложил и модернизировал более 30 км сетей при изначальном оптимистичном плане 53,8 км. В 2017 году предприятие также уделит внимание обновлению сетей (особенно в заречной части Нижнего Новгорода), цель – более 35 км. Положительного эффекта от вложений в водоканале ожидают уже во II полугодии этого года.
«У нас нет никаких отставаний по вложениям, у нас нет дефицита денежных средств. Все мероприятия полностью обеспечены финансовыми вложениями, и даже на 2018 год есть обеспечение финансами на выполнение мероприятий по инвестиционной программе», – подчеркнул Прохорчев. Свою инвестпрограмму Нижегородский водоканал реализует за счет заемных средств, объем ее финансирования на 2017 год оценивается в сумму порядка 1 млрд рублей (на 2016 год – в пределах той же суммы). По словам Прохорчева, к моменту его прихода на предприятие произошла «кривизна» финансовой модели за счет активного одномоментного вливания заемных денежных средств, а не поэтапного. В 2016 году инвестпрограмму скорректировали, пересмотрев финансовую модель, в которой заложены тело кредита, проценты и разработанный под них тариф. По данным годовой бухгалтерской отчетности Нижегородского водоканала, долгосрочные обязательства предприятия по заемным средствам на 31 декабря 2015 года составляли 1 млрд 325,194 млн рублей (на 31 декабря 2013 года, года заключения концессионного соглашения с администрацией Нижнего Новгорода, – 730,801 млн рублей).
Дебиторская задолженность перед Нижегородским водоканалом за услуги водоснабжения и водоотведения оценивается в сумму около 1,8 млрд рублей (на 31 декабря 2015 года – 1 млрд 673,08 млн рублей), из которых более 400 млн рублей не заплатило население (долги единичных потребителей Нижнего Новгорода копятся по 6–8 лет и достигают сотен тысяч рублей). Среди предприятий-должников – завод «Румо» и МУП «Водоканал» Кстовского района. Последнее должно Нижегородскому водоканалу около 100 млн рублей и проходит процедуру конкурсного производства. «Мы даже не можем получить какие-то денежные средства в связи с тем, что мы находимся в третьей очереди (кредиторов), а до третьей очереди, как известно, дело даже не доходит при реализации имущества, если оно вообще будет реализовано: у кстовского водоканала своего имущества нет. Такие крупные мероприятия, которые находятся на стадии банкротства, конкурсного производства, и наше предприятие тянут вниз», – сказал Прохорчев, фактически признав их долги безнадежными и подлежащими списанию. Другого рода дебиторскую задолженность имеет, в частности, ООО «Веград Инжиниринг», которое, получив аванс в 607 млн рублей, до сих пор не занялось строительством станции ультрафиолетового обеззараживания на нижегородской станции аэрации.
В то же время Нижегородский водоканал не спешит прощаться с ООО «Арзамасский водоканал» (ранее – ООО «Ремондис Арзамас - Сервис» немецкой Remondis, которое не смогло вложить запланированный 1 млрд рублей в модернизацию коммунальной инфраструктуры Арзамаса), 75 %-ную долю в уставном капитале которого приобрел в 2014 году. По словам Прохорчева, в 2015 и 2016 годах арзамасское предприятие сработало с прибылью, «поэтому избавляться от этого актива пока никаких желаний нет». По словам Прохорчева, покупка Арзамасского водоканала – не столько приобретение актива для Нижегородского водоканала, сколько мероприятие по выравниванию ситуации в Арзамасе. «Сейчас эта ситуация стабилизировалась, дальше будем смотреть, наблюдать», – добавил он.
На следующей неделе отчет Нижегородского водоканала о реализации инвестпрограммы руководство предприятия представит на заседании комиссии городской думы по городскому хозяйству.