Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало доклад о возможной электоральной стратегии президента Владимира Путина, механизмах мобилизации его сторонников и сценарных развилках его избирательной кампании. Эти вопросы уже не первый месяц находятся в центре внимания политического класса и экспертного сообщества, но в них по-прежнему много неопределенного.
По мнению авторов доклада, пока внимание политического класса и экспертного сообщества сосредоточено, главным образом, на технологических аспектах президентской кампании: желаемых формальных результатах, организационных решениях, методах электоральной мобилизации. При этом вопросы стратегического характера и связанное с ними формирование президентской повестки остаются нерешенными, а зачастую и вовсе не рассматриваются. Авторы уточняют, что их целью было прогнозирование, а не конструирование хода кампании по выборам президента России «в целом».
Стратегическая цель: будущее с Путиным
Комментируя доклад, генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов обратил внимание на то, что главной стратегической целю предстоящей кампании станет формирование у элиты и населения ясного представления о будущем страны, связанном с Владимиром Путиным. «Будущее с Путиным - это не обоснование нарушения конституционных норм. Смысл голосования за президента на предстоящих выборах – одобрить его новый курс, понять и принять его долговременную роль в российской политике, включая период после 2024 год», – отмечает политолог.
В докладе особо подчеркивается тот момент, что специальное или невольное формирование образа «уходящего лидера», который баллотируется на свой последний срок представляется весьма опасным. Очевидно, что «голосование в последний раз» спровоцирует ложные представления и ожидания, создаст иллюзии у несистемной и части системной оппозиции и будет стимулировать борьбу олигархических групп с неудовлетворенными аппетитами. Все это способно серьезно ослабить общественно-политическую стабильность и привести к деконсолидации, а затем и к расколу элиты в период 2018-2024 гг. И здесь, с учетом актуальных проблем страны и наличия некоторых предпосылок для нестабильности, усиливается потребность в формулировании нового курса Путина – курса «российского прорыва». «Который должен заключаться не в разрыве с достижениями прошлых лет, а в комплексном решении экономических общественно-политических задач, невозможном при воспроизводстве инерционного курса. А это неизбежно предполагает действия по обновлению и системы государственного управления, и самих правящих элит России», - отмечают аналитики АПЭК. И здесь задача Путина состоит в том, чтобы прочно взять управление этим процессом в свои руки, не позволяя различным политическим и экспертным группам «растащить» повестку и увязнуть в борьбе между собой. Это позволит обеспечить стратегическую преемственность политического и социально-экономического курса, а также преемственность власти в 2024 г. Причем преемственность не номинальную, пусть даже публично поддержанную самим президентом, а содержательную.
Легитимная победа
Аналитики АПЭК предполагают, что именно легитимность, а не директивное планирование результатов с теми или иными целевыми показателями необходима Владимиру Путину на выборах 2018 года. В противном случае есть риск превратить выборы в сражение электоральных менеджеров за «стахановские» результаты, в котором неизбежными могут стать административная мобилизация и нарушения на местах.
Это объясняется тем, что уровень поддержки Путина в обществе очень высок и нет никакой необходимости в его искусственном стимулировании. Президент имеет возможности для того, чтобы использовать выборы с целью создания прочной и долговременной поддержки в обществе. Авторы поясняют: «Важен не сам процентный показатель, а формирование устойчивых мотиваций для голосования за президента, кристаллизация поддержки опорных социальных слоев и групп. Именно это и должно, на наш взгляд, стать ключевой электоральной целью кампании, без чего невозможна и легитимность выборов».
Далее в докладе постулируется, что «Путин не нуждается ни в технических спарринг-партнерах, ни в спойлерах, отбирающих голоса у оппонентов. Поэтому электоральная инженерия – это не главное в предстоящей кампании. И конкурентное поле вполне очевидно: это выдвижение двумя основными партиями парламентской оппозиции (КПРФ и ЛДПР) своих лидеров. Структуру поля может изменить то или иное решение политического менеджмента «Справедливой России» (неучастие в выборах, выдвижение кого-либо из относительно значимых депутатов от этой партии), конкуренция на либеральном фланге (выдвижение Явлинского, попытки выдвижения других кандидатов). В итоге формируется сценарий борьбы между опытными политическими игроками, в котором явное преимущество имеет консолидирующая фигура Владимира Путина».
На основе этого делается вывод, что в текущих условиях это вполне позволяет Путину претендовать на результат свыше 70%. Далее в докладе обращается внимание, что повышение явки является сложной задачей, но оно не станет самоцелью кампании, так как таит определенные риски: «У снизившейся в последние годы явки есть объективные причины: часть населения аполитична, другая часть удовлетворена ситуацией и не испытывает потребности в участии в выборах. В то же время социологические опросы показывают, что значительная часть недовольного населения не собирается приходить на выборы. Поэтому существует риск при стимулировании явки мобилизовать не лояльный, а именно протестный электорат».
Обновление элиты
Комментируя состояние российской элиты, авторы утверждают, что в период правления Путина существенно изменилась: «Даже та группа, которую принято называть окружением президента, менялась неоднократно. Но в связи с предстоящими президентскими выборами формируется потребность в придании процессу обновления российской элиты нового содержания и смысла». Тем более, что в стране сложились молодые (относительно молодые) интеллектуальные и управленческие элиты, часть которых, к сожалению, не видит для себя перспективы, а это чревато и ростом социальной напряженности, и «утечкой мозгов». В связи с этим формулирование Путиным новых задач развития страны делает актуальным обновление управленческой элиты, в том числе создание эффективной команды управленцев. «И главная цель кампании в кадровой сфере – приступить к формированию обновленной президентской команды», – поясняют авторы.
Причем, по их мнению, решение этой задачи не следует понимать буквально: «речь не идет о создании перед выборами списка из тех, с кем президент пойдет в «светлое будущее», а кого отправит «на покой». На системном уровне предполагается выдвижение задач ускорения развития страны, под которые и будет постепенно (перед выборами и после них) «перезагружаться» команда Путина. И это не обязательно люди, занимающие или стремящиеся занять крупные должности (министров, губернаторов). Это могут быть условно «безымянные» управленцы «второго» и даже «третьего» эшелона, понимающие содержание начинающихся в стране перемен, готовые принять этот вызов и стать опорой президента».
При этом глава государства должен «обеспечивать и гарантировать преемственность курса и блокировать конфликты, которые могут возникнуть в команде в процессе ее обновления. Зримую и эффективную сменяемость управленческой элиты необходимо уравновесить наличием опытного политического лидера, руководящего этим процессом. Кадровое обновление не должно принимать характер «чисток» в элитах и восприниматься в таком качестве».
Национальный прорыв и три испытания
В докладе отмечается, что третий срок Путина закрепил основы содержательной повестки в сфере внешней политики, связанной с укреплением российского суверенитета. Однако с другой стороны, социально-экономическая повестка в России сохраняет проблемный и неустойчивый характер. Кризисы последних лет вновь подчеркнули уязвимость российской экономической модели. Россия все больше страдает от уменьшения резервов, которое может стать серьезной проблемой ближайших лет. В долгосрочной перспективе критической проблемой станет постепенное исчерпание природных ресурсов, в том числе нефти и газа, что поставит под вопрос саму модель экономики, основанной на экспорте природных ресурсов. И здесь, как следует из доклада, новый срок правления Путина призван стать периодом прекращения инерционного развития страны и началом российского прорыва. Обозначены и конкретные задачи. Во-первых, это отбор и точечное стимулирование перспективных производств (как экспортных, так и рассчитанных на внутреннее потребление). Во-вторых, снижение налоговой нагрузки на частный бизнес. И в-третьих, повышение эффективности бюджетной политики, включая жесткое подавление коррупции.
В качестве прикладных тем авторы доклада называют три проблемы, уже ставшие «традиционными российским бедами»: ЖКХ, медицинское обслуживание и дороги. Очевидно, что для завоевания симпатий избирателя в этих отраслях придется что-то всерьез менять.
Перезагрузка путинского большинства
Обращая внимание на высокий уровень поддержки Путина, аналитики АПЭК отмечают, что в ходе избирательной кампании нет необходимости радикально менять базу поддержки президента. Однако с учетом всего комплекса стратегических задач требуется новая формула «перезагрузки» путинского большинства: «Речь идет о формировании системы мотиваций, в которой патриотическая консолидация остается отправной точкой, но должна быть создана оптимистическая перспектива в социально-экономической сфере («прорыв»). Структурно такой подход к кампании позволит комбинировать три типа содержательной повестки – патриотическую, социальную и инновационную повестку национального развития».
Ресурсы элиты
Поддержка федеральной элиты имеет большое значение для кампании Путина, но с ней связаны и существенные проблемы, включая борьбу за лидерство в организации кампании и претензии на занятие тех или иных позиций во власти по ее итогам. По этой причине требуется тщательная организация командной работы с участием целого ряда опорных структур, таких как администрация президента, правительство, Госдума, силовые структуры, внешнеполитическое ведомство. Нейтрализация риска усиления конфронтации в федеральных элитах зависит от самого президента. От него ожидают выполнение функций арбитра во внутриэлитных отношениях: недопущение нарушений баланса сил между элитными группами, пресечение конфликтов и неадекватных амбиций. При этом президент должен будет продемонстрировать нежелание поддаваться давлению, если какие-либо группы элиты начнут активно действовать против других. Необходимо четко обозначить неприемлемые для него действия: проявления коррупции, демонстративная неэффективность работы, вовлеченность в публичные скандалы. В отношениях между Путиным и региональными элитами, прежде всего – губернаторским корпусом, по мнению авторов доклада, требуется усилить демонстрацию взаимного характера поддержки, командную работу президента и губернаторов. «Учитывая стратегические цели кампании, критерием для отношения президента к губернаторам становится их эффективность при решении социально-экономических задач, а особое значение приобретает работа новых президентских назначенцев, которым в сентябре этого года предстоит пройти через выборы, - констатируют авторы.
Медийные ресурсы
Важнейшим и наиболее эффективным медийным ресурсом в докладе назван прямой диалог президента с обществом: «большое значение будут иметь поездки президента по регионам, в том числе в связи с начинающимися региональными кампаниями, но и с проекцией на федеральные выборы, а также «прямые линии» Путина, выступления на публичных площадках, таких как акции ОНФ и «Единой России», адресная коммуникация с различными социальными группами, включая молодежь и бизнес-сообщество. Кроме того, авторы предлагают продумать организацию кампании Путина в социальных сетях. Прежде всего, это организация системы ресурсов и блогов, часть которых будет носить официальный характер, часть – дискуссионный, часть – просто использоваться для распространения информации.
Организационные, технологические и агитационные ресурсы
Одним из опорных для Путина в рамках кампании авторы доклада называют партийный ресурс «Единой России». При этом оговаривается, что поддержка «Единой России» в обществе имеет ограничения. Поэтому целесообразно формирование партийной коалиции на основе «Единой России», выступающей в поддержку Путина. При этом широкая президентская коалиция должна включать и систему общественных организаций, которая также способна эффективно работать и на имидж президента, и на мобилизацию различных социальных слоев и групп интересов. Наиболее пропрезидентской и мощной организацией в докладе называн ОНФ: «на основе ОНФ или при его активном участии может быть сформирован общественный штаб Путина, развернута сеть его территориальных подразделений». Социальным НКО авторы отводят особую роль для решения конкретных проблем, беспокоящих избирателей на местах.
Одним из приоритетов для коалиции называется формирование волонтерского движения, способного составить одну из основ агитационной сети. Организация этого процесса также должна быть связана с ОНФ и общественными штабами Путина. И здесь особую роль должна сыграть мобилизация волонтеров из молодежной среды. Наконец, к избирательной кампании предполагается привлечь корпоративные сети, подконтрольные различным бизнес-структурам. В данном случае важен избирательный подход, поскольку не все корпорации популярны среди своих работников и их семей.
Выбор сценария
Сценарные развилки президентской кампании связаны с решением двух принципиальных вопросов. А именно, кто выдвигает Путина на пост президента и какие общественные слои будут мобилизованы на выборах? При этом возможны три сценария выдвижения Путина, каждый из которых по-своему повлияет на ход кампании. Плюсом сценария выдвижения партией «Единая Россия» является легкая организация процедуры выдвижения, не предполагающая сбора подписей. При этом президент опирается на самую популярную партию в стране, успешно выигравшую прошлогодние думские выборы и консолидирующую основную часть элиты. Минусом этого сценария авторы видят ограниченную общественную поддержку «Единой России» при наличии у партии большого числа противников, поддерживающих другие партии.
Следующий сценарий выдвижения Путина самими гражданами с помощью сбора подписей облегчает решение задачи по «перезагрузке» путинского большинства. Однако у этого сценария есть и ряд минусов, среди которых необходимость и сложность публичного обоснования того, зачем президент и национальный лидер прибегает к процедуре сбора подписей.
Комбинированный сценарий предполагает выдвижение Путина «Единой Россией» с одновременным формированием широкой партийной и общественной коалиции.
Этот сценарий авторы называют оптимальным: «он позволяет использовать преимущества каждого из двух сценариев, изложенных выше, одновременно нейтрализуя их недостатки. В этом случае обеспечивается простота юридической процедуры выдвижения президента и снимается необходимость организации сбора подписей».
Сценарий общественной мобилизации
В этом разделе авторы предлагают выделить три базовых сценария кампании.
Сценарий «консервативной мобилизации» предполагает новое воспроизводство «крымского консенсуса» и мобилизацию патриотически настроенных граждан. Следующий сценарий мобилизации «активистских» слоев и групп ориентирован на слои населения, заинтересованные в сломе инерции и проведении в том или ином виде реформаторского курса. И наконец, сценарий «широкой мобилизации» предполагает широкую общественную консолидацию поддержки Путина в обществе. «Смысл сценария состоит в определении ключевых социальных групп, способных поддержать президента, и обращении к ним с адресными содержательными посланиями. Разумеется, между этими содержательными посланиями не может быть противоречий, они должны быть системно взаимосвязаны. Этот сценарий не позволит Путину стать заложником какой-либо группы и ее повестки и при этом даст возможность без содержательных ограничений взаимодействовать с различными слоями населения», – поясняют авторы.
В заключение в документе констатируется, что «президентскую кампанию, в ходе которой создается «Стратегия национального прорыва», одновременно можно считать и качественно подготовленным референдумом о доверии Путину».
Выборы президента России