Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
9

Незаметный протест. Что глушит лозунги иркутских дальнобойщиков

В минувшие выходные в Иркутске вновь были задержаны дальнобойщики, бастующие против системы «Платон»
В минувшие выходные в Иркутске вновь были задержаны дальнобойщики, бастующие против системы «Платон»

В минувшие выходные в Иркутске вновь были задержаны дальнобойщики, бастующие против системы «Платон». Стачка иркутских водителей, как и водителей большегрузов по всей России, длится уже почти месяц. В ближайшее время завершать протест его организаторы не планируют. Почему забастовка целой профессиональной группы до сих пор не стала резонансной и какие перспективы у митингующих – в материале «ФедералПресс».

Напомним, водители большегрузов с 27 марта стоят лагерем из нескольких десятков фур у въезда в Иркутск, периодически они проводят согласованные с мэрией автопробеги, выражая свой протест против системы «Платон». Владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, согласно ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах», обязаны компенсировать вред, причиненный дорогам, платежами в систему. Ранее власти РФ планировали увеличить тариф вдвое, но позже было объявлено, что с 15 апреля 2017 года платеж вырастет на четверть. Протестующие надеются, что акция привлечет внимание властей и заставит их пересмотреть систему тройных платежей для автовладельцев – транспортный налог, платежи системы «Платон» и акцизы на топливо.

Задержания за наклейки

В субботу, 22 апреля, в Иркутске задержали как минимум четверых дальнобойщиков. Задержания прошли как раз перед протестным автопробегом, согласованным с мэрией Иркутска по маршруту от Трактовой, 20 до выезда из города в районе Ново-Ленино.

«Я как раз сейчас еду на допрос. А в субботу меня задержали фактически за наклейку на моей фуре с перечеркнутым логотипом системы «Платон». Езжу с ней уже два года, а задержали меня именно в день автопробега. Да, он был согласован, но выслужиться, видимо, много желающих. Особенно после высказывания премьера Медведева о том, что бастуют у нас якобы всего 400 дальнобойщиков по всей стране. Вероятно, подгоняли показатели по протестующим. Между тем у нас больше 400 водителей только в одной Иркутской области вышли на забастовку, – заявляет в беседе с «ФедералПресс» председатель региональной ассоциации перевозчиков Александр Черных. – По моим сведениям, накануне задержали как минимум четверых водителей. За наклейки политических партий? Нет, за это не задерживали, хотя поводы озвучивали более чем надуманные».

Так, одного из координаторов Объединения перевозчиков России, выступающего против системы «Платон», Сергея Хмелева задержали за «нечитаемые номера», а после его предложения попросить троих-четверых прохожих с расстояния определить его госномер отвезли водителя в наркодиспансер.

«Я вообще ехал в другую сторону, в лагере только дал интервью и отправился домой. Они, видимо, решили, что я тоже участвую в субботнем автопробеге. Остановил меня сначала пост ГИБДД за «нечитаемые» номера. Потом заподозрили, что я пьян, дыхнул в трубочку – по нулям. Они не успокоились, повезли меня в наркодиспансер, сдавать кровь. Анализ опять показал, что я ничего запрещенного не употреблял. В итоге, конечно, обошлось без 48-часового задержания, как в прошлый раз. Но весь субботний день я провел в компании полицейских», – сообщил Сергей Хмелев «ФедералПресс».

Перспективы забастовки

Дальнобойщики признаются, что за почти месяц протестных мероприятий не добились ощутимого отклика у общественности и, как следствие, реакции со стороны властей.

«Народ спит. Хотя есть основания полагать, что сначала за износ дорог будут платить владельцы фур, затем платить заставят водителей машин грузоподъемностью свыше 3,5 тысяч тонн. А после и до владельцев легковушек дело дойдет, – рассуждает Черных. – Но пока этого не произошло, россияне ведут себя так, будто их это вовсе не касается».

Эксперты не раз замечали, что недовольство дальнобойщиков вполне обоснованно: и по причине тройных платежей в виде транспортного налога, акцизов на бензин и нового платежа за износ дорожного полотна, а также из-за того, что движение денег в дорожных фондах страны «не так прозрачно, как хотелось бы».

Тем не менее политологи считают, что, несмотря на разумность своего недовольства, бастующие водители не находят поддержки у общественности, поскольку выбрали не вполне верную риторику.

«Почему протест дальнобойщиков не стал особенно близок широкой общественности? Почему резонанса нет? Дело в том, что водители требуют полной отмены системы «Платон», что считывается, как нежелание платить вовсе. И общественность понимает, что не платить совсем нельзя, что плата за износ дорог – дело справедливое, – рассуждает в беседе с «ФедералПресс» иркутский политолог, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского госуниверситета Сергей Шмидт. – Я бы посоветовал им не бояться утонуть в деталях и подробно рассказывать, что они, во-первых, не хотят платить несколько раз за одно и тоже, а, во-вторых, платить по не вполне чистой схеме, через которую собственно на ремонт и строительство дорог от силы дойдет четверть всех уплаченных в «Платон» денег. Еще один момент, из-за которого проблемы дальнобойщиков не особенно близки обычным водителям, – извечная неприязнь к ним как громоздким и неповоротливым участникам дорожного движения. Водителей фур безотчетно недолюбливают за то, что они часто становятся причиной некоторых неудобств на дорогах».

Еще более важная причина отсутствия резонанса, по мнению политологов и предпринимателей области – небольшое число протестующих. Эксперты не ставят под сомнение цифры, приведенные самими дальнобойщиками, однако считают, что их отказ от работы к реальному сбою в экономике региона пока не привел.

«Я могу говорить только о своих проектах, – предупреждает в начале беседы с «ФедералПресс» председатель Общественной палаты Иркутска и ассоциации рестораторов иркутский предприниматель Юрий Коренев. – Так вот, в моих заведениях никаких проблем с началом забастовки не возникло. Уходят одни водители, им на смену тут же встают другие, желающие работать дышат друг другу в спину. К тому же не надо забывать, что у нас в Приангарье задачи логистики хорошо решает железнодорожный транспорт и многие автоперевозки осуществляют водители небольших грузовичков».

Тем не менее опрошенные дальнобойщики уверяют, что забастовку прекращать не намерены до тех пор, пока власти не начнут с ними диалог. «Мы готовы протестовать месяцами», – резюмирует Черных.
Эксперты в возможности длительной забастовки дальнобойщиков не сомневаются, однако считают, что для того чтобы она привела к искомому результату, число протестующих должно увеличиться.

«Профессиональные водители-дальнобойщики – круг сплоченных рабочих, привыкших к взаимовыручке и при этом не привыкших зависеть от государства, рассчитывать на власть. Они привыкли самостоятельно справляться с серьезными трудностями (ведь на дороге многое может случиться). Так что, думаю, несколько месяцев забастовки – дело для них реальное, – полагает Шмидт. – К чему их протест в итоге может привести? Думаю, для ощутимых результатов в компромиссе с властями им потребуется сильно расширить круг единомышленников, готовых отказаться от работы. Пока к реальной голодовке их забастовка не привела, поэтому общественность в массе своей не возмущается. К слову, в новейшей истории России был, навскидку, всего один случай забастовки рабочих, который закончился исполнением требований протестующих. В нулевые рабочие завода «Форд» в России бастовали, требуя повышения зарплаты, и добились цели. Примечательно, что возмущаться низкими доходами стали сотрудники иностранного предприятия, хотя, по сути, меньше остальных пострадали в то время от падения курса рубля».

Сюжет по этой теме
27 марта 2017, 11:40

Бунт дальнобойщиков

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.