26 ноября в Челябинске прошел согласованный с властями митинг оппозиционера Алексея Навального. Помимо традиционных рассуждений о коррупции и бездействии властей намеренный баллотироваться в президенты РФ политик подробно остановился на местной проблематике: долго рассуждал об экологии и сравнивал реальные зарплаты челябинцев с данными Росстата. Подробности митинга – в материале «ФедералПресс».
«Навальненцы» по-челябински
По оценке администрации Челябинска, на митинг оппозиционного политика в сквер имени Колющенко собрались порядка полутора тысяч человек. Как и в других проходивших ранее акциях челябинского штаба Навального, большинство действующих лиц оказались весьма молоды: студенты или даже школьники. Однако среди пришедших в сквер Колющенко горожан были заметны и пожилые люди. Правда, в отличие от студентов, вели они себя спокойно и лозунгов не выкрикивали.
Кроме того, в сквер явилось как минимум несколько десятков горожан, побывавших накануне, 25 ноября, на митинге против строительства Томинского ГОКа. Его участники даже не стали менять плакаты – пришли пообщаться с Навальным с тем же агитматериалом, что и в субботу.
Активными участниками действа были сотрудники полиции: на улице Доватора дежурило не менее десятка служебных машин, от «Уралов» с кунгами до легковых авто начальства. Вход в сквер Колющенко уже традиционно был оснащен рамками металлодетекторов, немало стражей порядка дежурило вокруг сцены. Впрочем, вели себя полицейские подчеркнуто корректно: вежливо, но непреклонно изымали у пришедших на митинг любые жидкости. Под конец мероприятия на входе скопилась куча бутылок с газированной водой, кроме того, среди участников мероприятия переговаривались об изъятом полицией у одного из горожан травматическом пистолете.
Наконец, если правоохранители заботились о безопасности, то сами организаторы митинга попытались создать хоть какой-то комфорт: на площадке перед сценой работало несколько переносных колонн-обогревателей, с началом сумерек включились прожекторы, можно было даже разжиться горячим кофе.
Верные «оруженосцы»
Надо отметить, что собравшаяся публика была доброжелательно настроена по отношению к самому Навальному. А вот выступавшие перед ним руководитель регионального штаба оппозиционера Алексей Табалов, активист движения «Стоп ГОК» Борис Золотаревский и видеоблогер Арслан Нигаматьянов заслужили в толпе некую долю критики. Впрочем, критиковали ораторов тихо, а поддерживали провозглашаемые ими лозунги – громко.
Алексей Табалов с гордостью напомнил собравшимся, что после антикоррупционного митинга 26 марта 2017 года был подвергнут административному аресту на 10 суток. Впрочем, в собравшейся толпе сразу стали припоминать, что 26 марта Табалов вообще не участвовал в несанкционированном шествии, а судя по публикациям в СМИ, на суде после заявлял, что просто пришел на место мероприятия «погулять».
«Мы подавали 80 уведомлений о проведении митинга, 80 раз нам отказывали! – рассказал горожанам Табалов. – Но мы все-таки добились своего! Если кто-то захочет нам помочь – милости прошу в наш штаб, он работает уже много месяцев!»
Борис Золотаревский напомнил собравшимся о прошедшем накануне, 25 ноября, митинге общественного движения «Стоп ГОК». Заметим, помимо борьбы против строительства горнообогатительного комбината, Золотаревский также является и активистом штаба Навального на Южном Урале. Наконец, Арслан Нигаматьянов, студент-медик и видеоблогер, один из организаторов несанкционированного шествия 26 марта, призвавший тогда челябинцев «прогуляться» по центру города, напомнил собравшимся о весенних событиях и снова, как и восемь месяцев назад, проскандировал лозунг «Дубровского в отставку!», имея в виду губернатора Челябинской области.
«Мой главный враг – неверие!»
Сам Алексей Навальный появился на сцене только через полчаса после официального старта митинга. С первых минут своего выступления он коснулся больного для челябинцев экологического вопроса. Впрочем, это было вполне ожидаемо: накануне оппозиционер уже успел порассуждать и о борьбе горожан с ГОКом, и о главной теме последней неделе на Южном Урале – выбросе рубения-106, зафиксированном в конце сентября 2017 года.
«У вас в области живет больше трех миллионов человек, в Челябинске – миллион двести! – обратился оппозиционер к горожанам. – Сейчас идет предвыборная кампания, каждый кандидат в президенты должен быть здесь, на месте, рядом с вами. Но я почему-то не вижу здесь Геннадия Зюганова! Не вижу Бориса Миронова, и Путина Владимира не вижу! Жириновского тоже нет! Вот только популист Навальный стоит тут и дышит одним с вами воздухом!»
От проблем местных Навальный перешел к своей обычной программе: заклеймил коррупцию, обвинил действующие власти в восемнадцатилетнем бездействии, затем зачитал «две страшных бумажки», оказавшихся распечатками данных Росстата. Согласно этим бумагам, врачи в Челябинской области в среднем получают зарплату под 40 тысяч рублей в месяц, учителя – немногим меньше. Челябинцы в ответ на наводящие вопросы Навального заверили его, что реально зарплаты в разы меньше. В несоответствии данных участников митинга и федерального митинга Навальный обвинил главу региона и, услышав из толпы свист, предположил, что свистит затесавшийся в сквер переодетый Борис Дубровский.
«Меня называют популистом, говорят, что негде взять деньги на решение этих проблем, - заявил Навальный. – Но я знаю, где их взять! Когда я стану президентом, за первый же год поборю коррупцию процентов на 80, а у нас только на госзакупках ежегодно воруется по три-четыре триллиона рублей! Мой главный враг – не Путин, не коррупционеры, а неверие россиян в то, что в нашей стране можно что-то изменить».
Отметим, к концу выступления Навального, к 18 часам, толпа его слушателей изрядно поредела. По признанию уходивших, виной тому был в основном вечерний холод: за три часа температура в Советском районе Челябинска успела снизиться с -6 до -12 градусов по Цельсию, так что уже с семнадцати часов многие слушатели потянулись к выходу. Впрочем, участники предшествующего, экологического, митинга отмечают, что к Навальному народ собрался гораздо более стойкий: 25 ноября, по оценке челябинцев, люди постоянно убегали из сквера, но им на смену приходили новые. Многие, отметим, выходя из сквера Колющенко, расставались с агитматериалами штаба Навального – воздушными шарами и табличками с призывами голосовать за оппозиционера.