Среди недели стало известно о заключении соглашения между правительством Новосибирской области и группой компаний «ВИС» по проекту государственно-частного партнерства строительства Четвертого моста через Обь. Соглашение было подписано временно исполняющим обязанности министра регионального транспорта Анатолием Костылевским и генеральным директором ГК «ВИС» Юрием Снегуровым. Само подписание по времени почти совпало с первым пикетом в Новосибирске против платного проезда через новый мост и особенностей концессионного соглашения, которое подразумевает возможную выплату инвестора со стороны правительства в случае недополучения доходов за эксплуатацию моста. Корреспондент «ФедералПресс» постарался осмыслить ситуацию с концессией, изучив, что говорили о ней до и после подписания.
Право на выход
Вопреки ожиданиям общественности, подписание концессионного соглашения по строительству Четвертого моста проходило 6 декабря в Москве, а не в Новосибирске. Столица уже не первый раз становится местом, где врио губернатора Андрей Травников обсудил вопросы с представителями ГК «ВИС». Предыдущая встреча была в октябре, когда речь касалась другой концессии – по строительству двух мусоросортировочных заводов в Новосибирском районе.
Нынешние переговоры, как отметил уже после подписания врио главы региона, пришли к более выгодным для областного правительства условиям. «В результате проведённых переговоров область получила возможность отложить расходование средств из регионального бюджета, как капитального характера, так и на выкуп земельных участков, до момента подтверждения выделения федеральных средств», – заявил Андрей Травников на следующий день после подписания. По его словам, это дает возможность не войти в долгосрочный проект в случае отсутствия гарантированного федерального гранта на строительство. Кроме того, как пояснил врио губернатора, предусмотрена возможность расторжения договора. Если в течение двух лет обещанные федеральные средства не будут выделены на строительство объекта.
Получение федеральных средств на строительство Четвертого моста – краеугольный камень всей проектной сметы. В конце мая правительственная комиссия по транспорту с вице-премьером Аркадием Дворковичем во главе одобрила выделение средств из фонда системы «Платон» на заявку Новосибирской области – 26,4 миллиарда рублей. Правда радость сторонников Четвертого моста была подпорчена осенью, когда выяснилось, что Министерство транспорта РФ не заложило в бюджет на следующий год обещанный грант, но врио губернатора Андрей Травников успокоил всех, заявив, что «деньги будут выделены по первому требованию».
Согласно последним заявлением врио губернатора, он не рассматривает даже в принципе заготовленную возможность расторжения договора с концессионером, будучи уверенным в получении федерального финансирования. «Проект строительства четвертого моста через Обь – первый в списке российских проектов, претендующих на получение капитального федерального гранта, поэтому очень высока вероятность того, что именно проект Новосибирской области будет реализован с участием средств федерального бюджета», – уточнил Андрей Травников.
Гарантия с девятью нулями
Федеральный грант в размере 26,4 миллиарда рублей составит только часть необходимой для строительства суммы. Группа компаний «ВИС» готова вложить 10,7 миллиардов рублей, а правительство Новосибирской области – 3,9 миллиардов рублей. Причем почти по два миллиарда рублей будут взяты из областных бюджетов на 2018 и 2019 годы. Депутатский корпус обоих уровней – городского и областного – больше волновали затраты концессионера и сам формат ГЧП, по которому ГК «ВИС» будет в течение двадцать лет эксплуатировать мост. Планируется, что проезд по мосту будет платным – тариф за проезд в одну сторону достигнет 100 рублей. Таким образом, за 25 лет эксплуатации моста минимально гарантированный доход для концессионера составит 47 миллиардов рублей, при оговоренном показателе трафика 80 тысяч автомобилей в сутки.
Именно высчитанный трафик и сумма минимально гарантированного дохода стали основной темой для обсуждения в областном заксобрании. Первоначально фигурировала цифра в 91 миллиард рублей, которые после неоднократных обращений депутатов была пересмотрена в сторону уменьшения. Причина для обращений была в следующем: если концессионер не получает гарантированный доход, то, согласно договору ГЧП, правительство Новосибирской области обязывается выплачивать ту сумму, что недополучит ГК «ВИС». Учитывая нынешнюю недозагруженность Бугринского моста, опасения депутатов и тех общественников, которые вышли на пикет 6 декабря, не беспочвенны. Наиболее емко по рискам высказался мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
«Что до предлагаемого тарифа, то он будет не по карману новосибирцам и желающих воспользоваться платным мостом будет не так много. Тогда обеспечивать прибыльность проекта придётся за счёт наших с вами налогов. Это долговая кабала всех жителей города и области на 25 лет!», – был эмоционален глава города.
Но не только одни эмоции и критика шли по факту платного проезда и концессионного соглашения. Депутат горсовета Александр Бурмистров, присутствовавший на пикете, предложил свой вариант решения ситуации по концессии, который сможет убрать систему платного проезда.
«Известно, что концессионер выделяет на строительство 4 миллиарда рублей. Почему областной бюджет не может взять эти деньги из бюджетов 2020-21 годов? Я подготовил обращение к врио губернатора Андрею Травникову с этим предложением: взять по два миллиарда рублей из бюджетов 2020 и 2021 года, и отдал его в приемную. Если же нам деньги из Автодора не выделят просто так, то концессию ГК с «ВИС» можно подписать на год и в размере 100 миллионов рублей и все равно строить на свои и федеральные средства», – объяснил депутат корреспонденту «ФедералПресс».
Дилемма для депутатов
Интересно, что в ноябре Травников озвучил свое пожелание узнать консолидированное мнение депутатов горсовета касаемо «мостовой» концессии. «Для подписания концессионного соглашения необходимо единодушное принятие проекта со стороны мэрии и общественности и депутатов, которые представляет новосибирцев», – уточнил врио главы региона. Единодушное принятие означало крепкий тыл при подписании концессионного соглашения.
Де-факто поддержка была получена в ходе круглого стола по проблемам и перспективе строительства Четвертого моста, который проходил в здании областного правительства, с участием министров, депутатов всех уровней и представителей Общественной палаты. Большинство собравшихся высказалась за строительство, что и было отмечено спикером горсовета Дмитрием Асанцевым в итоговой резолюции. Спустя несколько дней уже на сессии горсовета, 28 из 44 присутствовавших депутатов проголосовали за идею строительства платного моста через Обь, а спикер заметил, что депутатский корпус высказывал недовольство год назад недовольство местом размещения моста и финансовой моделью проекта. «Необходимо отметить, что с тех пор параметры значительно изменились. В частности, строительство мостового перехода позволит привлечь инвестиции в город порядка 26 миллиардов рублей», – пояснил свою мысль Асанцев.
Привлечение государственного финансирования и инвестиций со стороны крупной компании, по всей видимости, смог изменить мнения депутатов по проекту Четвертого моста. Игорь Салов, глава комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству посчитал, что отказ от проекта ударит по нескольким направлениям. «Мы можем не поддержать и строительную сферу и нанести ущерб по инвестиционному имиджу региона. Не стоит забывать, что именно этот обсуждаемый проект победил в федеральном конкурсе, потому наше решение носит принципиальный характер: либо соглашаемся, либо проектов не будет, потому что невозможно замена или изменение. Нам нужно построить этот мост», – объяснил Салов.
О позитивном эффекте для строительной отрасли в интервью «ФедералПресс» говорила в октябре директор аналитического агентства RID Analytics Елена Ермолаева. «В большей степени на рынок влияет количество инвестиций в регионе, стройки и крупные проекты. Если начнется строительство нового моста, то будут выделены деньги на расселение жителей из прибрежных районов, в строительной компании появляются рабочие места, будет закупаться техника и привлекаться субподрядчики. Цепочка состоит из многих звеньев, многие люди получают доход и прибыль, часть денег вкладывается ими в недвижимость. В результате, спрос на рынке растет, а за ним и цены – как на жилье, так и на коммерческую недвижимость», – объясняла аналитик.
Гонка началась
В тот день, когда состоялось подписание концессионного соглашения между правительством Новосибирской области и группы компаний «ВИС», случилось еще одно событие. Фактически началась предвыборная кампания Анатолия Локотя – такую мысль выразил председатель экспертного совета «Сибирская политика» Игорь Украинцев. «Мэр Новосибирска не побоялся публично пойти в оппоненты к Травникову. Это свидетельствует о его губернаторских амбициях. Теперь любое высказывание Анатолия Евгеньевича будет изучаться через призму его тайного и явного противостояния с врио губернатора», – уверен Украинцев.
С экспертом солидарен руководитель Центра экономических стратегий, экс-заместитель министра экономики РФ Иван Стариков. «Получается интересная ситуация. Вроде мост и способствует развитию города и Анатолий Локоть, как мэр, должен поддерживать любое положительное начинание. Но вся ответственность лежит на Андрее Травникове – значит, Локоть будет туда бить, стараясь извлечь больше дивидендов», – рассуждал Стариков.
Что до политических последствий для самого Травникова, то здесь, по мнению Старикова, может включиться несколько факторов – от умений политических консультантов до воли федерального центра. «Во-первых, Москва может так и не выделить деньги на проект и Травников выйдет из ситуации без репутационных издержек. Во-вторых, сейчас в Госдуме идет рассмотрение поправок к федеральному закону о концессионных соглашениях. В случае их принятия, соглашение с ГК «ВИС» придется подписывать еще раз, что дает свободу для политических маневров», – объяснил эксперт.
«Если честно, то Травникову пришлось делать сложный выбор в ситуации, которую он не создавал, – продолжил Стариков. – По сути, врио губернатора постарался дойти до более-менее приемлемых условий соглашения с концессионером, чтобы не попасть на 500 миллионов убытков, за которые его бы с радостью пригвоздили к столбу те, кто выступает сейчас против моста».
Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости»
Новогодние сюжеты