В январе депутаты Госдумы от Волгоградской области неожиданно стали яркими ньюсмейкерами. Многочисленные сообщения в СМИ были посвящены не только нормотворческим инициативам, но и неоднозначным высказываниям депутатов. Полезны ли народные избранники чем-то родному региону, почему и за что они голосуют, а также какие идеи выдвигают сами – разобрался «ФедералПресс».
С ног на голову
Депутат Госдумы Александр Носов посоветовал школьникам в глубинке «поменьше выпивать» и, желательно, вообще не курить, потому что, по его словам, «в сигаретах, которые сейчас торгуются нет табака». Такие заявления он сделал на встрече со старшеклассниками в городе Жирновске. Видео с разговором Александра Носова со школьниками упало на благодатную почву – в январе скандалы вокруг заявлений и действий посланцев региона в Госдуме неожиданно запестрели один за одним. После критики в СМИ и соцсетях Носов заявил, что претензии просто «высосаны из пальца».
Более обстоятельно объяснился другой единоросс Владимир Плотников. Самый опытный из волгоградских парламентариев, впервые избранный в Госдуму еще в 1993 году, занимает должность первого зампреда комитета по аграрным вопросам. Свежая инициатива депутата всколыхнула селян, особенно в родной Волгоградской области. Плотников разработал закон, предписывающий владельцам личных подсобных хозяйств покупать патент для своей деятельности. Общественность отреагировала однозначно – депутат, а по совместительству руководитель Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств, предлагает приравнять каждого селянина к предпринимателю. Соответствующие изменения должны быть внесены в Налоговый кодекс.
Сам Плотников чуть позже разъяснил, что его инициативу трактуют неправильно и «многие переворачивают все с ног на голову». По словам депутата, патенты будут вводиться исключительно для крупных фермерских хозяйств, которые фактически являются незаконными предпринимателями, а малые наоборот защитят от претензий фискальных органов. «Мы хотим защитить личные подсобные хозяйства, чтобы их никто не трогал. Люди смогут платить налоги или покупать патенты. Но это никак не касается небольших личных подсобных хозяйств, которые мы защищаем. По упрощенной системе, чтобы избежать постоянных вопросов со стороны налоговой, они смогут разово покупать патент и вполне легально заниматься реализацией своей продукции», – разъяснил Плотников. Стоимость патента еще будет обсуждаться, но точно «будет небольшой», уточнил депутат.
Стала объектом критики и первый зампред комитета по бюджету Ирина Гусева. Экс-глава Волгограда поддержала пакет законопроектов депутата Дмитрия Вяткина и сенатора Андрея Клишаса о наказании СМИ за публикации новостей-фейков и привлечении граждан за неуважение власти. Предлагаемые меры, кстати, поддерживают многие в блогерском сообществе, при условии доработки законов.
Сама депутат пояснила «ФедералПресс», что скандальный оттенок вносимым нормам им приписывают те, кто не разбирался в документе. Гусева объяснила, что предлагается не введение защиты власти вообще или конкретных чиновников от критики, а возможность наказания за распространение дезинформации, которая вредит работе институтов и общественному спокойствию. Ирина Гусева вспомнила, что в декабре 2013 года во время серии терактов в Волгограде, в которых погибли 36 человек, неизвестные распространяли в сети пугающие фейки, причем и от ее имени. «Я подъезжаю к больнице, а в соцсетях пишут, что взорвалась еще и маршрутка. Просто кошмар был. Люди это все воспринимали как правду, а в итоге все осталось безнаказанным. Мы даже не сразу добились, чтобы всю эту чушь убрать», – рассказала Гусева.
«Правовое пространство должно быть и в интернете тоже», – добавила Гусева. При этом, уточнила депутат, речь совсем не идет о блоках на критику. «У меня во всех соцсетях есть страницы, и я сама там сижу. Я по скайпу веду приемы. Жду там и критику! Но и для предложений открыта, в том числе к этому закону. Ко второму чтению они нужны и очень прошу всех, кто такие соображения имеет, мне сообщить. Но вот безнаказанного распространения лжи мы допустить не должны», – пояснила депутат.
В качестве примера справедливой критики депутат назвала ситуацию с проблемами вывоза мусора во многих регионах, в том числе и в Волгограде. Такие претензии власть должна принимать как должное, в отличие от необоснованных. «Мы заигрались в демократию настолько, что уже что перестаем нормально воспринимать действительность, а этим пользуются те, кто хочет ту или иную ситуацию дестабилизировать», – подытожила Гусева.
Голосуй-не голосуй…
Появление ярких инфоповодов, конечно, не всегда дает объективные данные о работе депутатов. Оценку их деятельности принято давать в первую очередь по основному профилю – участию в законотворчестве.
Здесь вне конкуренции та же Ирина Гусева. На официальном сайте КПРФ опубликован доклад секретаря ЦК Сергея Обухова «Итоги 2018: Законотворческая конкуренция депутатских фракций», по данным которого активность Гусевой на 4-ом месте среди всех единороссов. В действующем созыве она стала автором и соавтором 125 нормативных актов, 61 из которых уже приняты, остальные на разных стадиях согласования. Для сравнения единственный сопоставимый с ней по формальному статусу и гораздо более опытный Владимир Плотников подписался под 51 инициативой, 17 из которых уже стали законами. Большинство это профильные для Плотникова темы – поправки в закон о сельхозкооперации, в земельный кодекс, а также, к примеру, исключение из КоАП понятия «дачный дом». Соавтором 51 проекта стал и Александр Носов, работающий вместе с Ириной Гусевой в бюджетном комитете. Интересно, что 43 проекта он внес в 2018 году.
Чуть менее активна (48-е место среди всех единороссов Госдумы) оказалась и член комитета по жилищной политике и ЖКХ, кандидат медицинских наук Татьяна Цыбизова. С осени 2016-го она внесла 46 проектов, из них 30 уже стали законами. Среди них поправки в Жилищный кодекс, в закон о госрегистрации недвижимости (для договора аренды теперь не нужен технический план), изменения в закон об опеке и попечительстве, упрощающие отчет о расходовании средств. Еще один кандидат медицинских наук, заслуженный врач России и бывший министр труда и соцзащиты Волгоградской области Нина Черняева внесла 40 проектов, из которых пока утверждены 18. Среди них много специфичных, но есть и корректировки в закон о СМИ и даже закон о запрете отдельным категориям лиц иметь счета в иностранных банках (среди них не только чиновники, но и, например, ректоры госвузов).
У другиз волгоградских депутатов законотворческая активность заметно ниже. Анна Кувычко предложила всего 21 инициативу, из которых подписаны всего 6. Во всех случаях она в числе немаленького списка соавторов, а заметным можно назвать только закон о противодействии «недружественным действиям США и иных иностранных государств».
Напомним, в Волгограде «своими» считают семь депутатов, все они единороссы. Иногда, впрочем, говорят о шести, поскольку глава комитета по транспорту Евгений Москвичев (выходец из Брянской области как и губернатор Андрей Бочаров, в прошлом созыве представлял Ростов – прим. ред.) после выборов практически не уделяет региону никакого специфического внимания.
Впрочем, напоминает руководитель проекта Politrus.com политолог Виталий Арьков, спикер Госдумы Вячеслав Володин обещал «не забывать» Волгоградскую область. Арьков объясняет всплески активности, которые периодически случаются с теми или иными депутатами, тем, что такое задание вместе с законопроектами «спускаются из администрации президента». «Не секрет, что многие проекты рождаются именно там или в правительстве, а в стенах думы только дорабатываются. Скорее всего, в думе есть некий внутренний неписаный регламент, который определяет, кому дозволено присутствовать в списке авторов законопроекта, а кому нет», – рассуждает Арьков.
Интересная статистика у волгоградских депутатов по части голосования. Ни одного заседания Госдумы за весь созыв не пропустил Носов. У остальных от одного до трех «прогулов». В статистике голосований из общего числа 8,8 тыс. волеизъявлений у всех волгоградских депутатов от 67 до 73 % «за», еще около 30 % вопросов они не голосовали. В основном это законопроекты, отклоненные профильными комитетами или без заключения правительства. А вот голосов «против» депутаты отдали по минимуму – всего 3–4 раза. Исключение составляет опять-таки Ирина Гусева, у которой шесть голосований «против». Все это инициативы думской оппозиции – КПРФ и «Справедливой России».
Заместитель директора Института региональных исследований ЮФО по научной работе Александр Сайгин считает, что не всегда количество проектов является главным мерилом качества работы. «Депутат может в целом пять лет хорошо работать в комитетах, подавать голос там и принести пользы гораздо больше пользы, чем рожать постоянные бессмысленные проекты. Например, инициативы от многих депутатов ЛДПР просто одна хуже другой. Можно вспомнить и Олега Михеева (экс-депутат «Справедливой России» от Волгоградской области, ныне в розыске – прим. ред.), который предлагал запретить каблуки, кружевное белье и тому подобные глупости, – отмечает Сайгин. – Некоторые откровенно работают в интересах крупного бизнеса, например фармацевтических компаний. Есть такие и у нас».
Сайгин также отмечает, что некоторые депутаты успешно работают во всевозможных комиссиях, кроме того, действующий призыв достаточно малоопытных депутатов только «начинает вникать». «По словам моих источников, Носов сейчас себя зарекомендовал как достаточно дельный депутат, хотя поначалу над ним подшучивали», – привел пример Сайгин. Политолог также уточнил, что большинство региональных депутатов не без основания считают, что они обязаны своим местом одному конкретному человеку, «а поскольку у него запросов к ним не рождается, то и чувствуют себя достаточно непринужденно».
Фото:ФедералПресс / Ярослав Малых.