С проблемами, которые связаны с многоквартирными домами (МКД), так или иначе сталкивается любой город. Обычно между серьезными происшествиями проходит достаточно большой промежуток времени. Так, в Перми затишье после рухнувшего летом 2015-го подъезда дома на Куйбышева, 103 длилось три с половиной года. И вдруг – три инцидента за полтора месяца. О чем это говорит и что с этим делать – в материале «ФедералПресс».
Непривычный грохот днем 27 января напугал жителей пермского панельного дома на улице Революции, 3/1 (1993 года постройки. – прим. ред.). Оказалось, что не выдержали и упали перекрытия между техническим этажом и крышей. Никто из жителей не пострадал, но из дома на время оценки повреждений и ремонта эвакуировали всех жильцов – более двухсот человек. После обследования эксперты назвали причины обрушения кровельных перекрытий. Ими стали низкое качество работ и материалов, а также нарушение СНиП и отступление от утвержденных проектных решений. Ремонт продлится минимум два месяца.
Восьмого марта у панельного дома на улице Юрша, 21 (1991 года постройки), обрушился козырек балкона технического этажа. По информации Пермского управления гражданской защиты, угрозы дальнейшего обрушения нет, перекрытия дома не повреждены, необходимости в эвакуации не было. Участок земли под балконом огородили сигнальной лентой. Одиннадцатого марта в шлакоблочном аварийном доме на улице Социалистической, 13 (1957 года постройки), в квартире на третьем этаже обрушился потолок с потолочным перекрытием. Пострадавших нет, жителям предоставлено маневровое жилье.
Три инцидента за полтора месяца – достаточный повод задаться вопросом, что происходит и не требует ли это дополнительного внимания. Например, потенциальные покупатели квартир, голосующие рублем, очень серьезно относятся к информации о проявившихся дефектах. Вопрос о состоянии домов обязательно задается во время общения клиентов с риелторами.
«После обрушения подъезда на Куйбышева приоритеты покупателей квартир заметно изменились. Почти каждый вспоминает то ЧП, интересуется техническим состоянием многоквартирного дома, особо – наличием перепланировок в подвале. Конечно же, информация о проблемах сказывается на стоимости недвижимости. Мне довелось готовить сделку по квартире в том самом доме на Куйбышева, 103. Она была очень тяжелой, с дисконтом в десять процентов к средним ценам по рынку», – рассказал «ФедералПресс» руководитель агентства недвижимости «Риэлтор» Роман Черноиванов.
Член пермской городской комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий предлагает не увлекаться поиском факторов, общих для упомянутых в статье домов. По его мнению, год постройки, типовой проект, использованные материалы не играют такой ключевой роли как ненадлежащее содержание МКД.
«Три инцидента за полтора месяца укладываются в статистические погрешности. Но мы точно входим в десятилетие, когда проблемы с жилым фондом будут нарастать. Причину я вижу в структуре собственности жилья: собственников очень много, и у них мелкие доли. Они никогда не смогут договориться об эффективном управлении имуществом. Это управленческая проблема, никак не связано с жильем. История не знает долго существующих и прибыльных коммерческих организаций с десятком мелких владельцев», – уточнил общественник.
По мнению Галицкого, дома будут постепенно входить в кризисное состояние, и решить эту системную проблему будет непросто. В перспективе он видит выход в развитии аренды жилья в формате наемных домов, которые по закону не могут быть приватизированы отдельными квартирами. Для существующего жилого фонда таким выходом может стать процедура консолидации до уровня один дом – один собственник.
«В ГДР именно по такой схеме приватизировали жилье. Поэтому у собственника достаточно средств для содержания и, при необходимости, капитального ремонта дома с временным расселением жильцов. При наличии ответственного владельца вопрос даты постройки дома вообще отходит на второй план. Сколько парижских домов восемнадцатого и девятнадцатого веков находятся в нормальном состоянии? А у нас с поквартирным владением дома начинают приходить в упадок с момента сдачи в эксплуатацию», – пояснил эксперт.
Скептически к результатам обсуждения поднятых в статье вопросов настроен пермский архитектор Игорь Луговой. Он считает рост интереса к подобным проблемам ситуативным. В качестве примера Луговой привел августовское заседание пермской гордумы в 2015 году, на котором вскоре после трагедии на Куйбышева принимались решения об инструментальном контроле домов и усилении контроля за их содержанием.
«Уже тогда с трибуны прозвучала фраза, что наш жилой фонд ветшает быстрее, чем обновляется, – говорит Игорь Луговой. – Ну, поговорили тогда, поговорим сейчас, и что? При первых звоночках надо было на уровне краевого минстроя создавать рабочий орган для анализа, поиска вариантов борьбы с ветшанием жилого фонда и их фиксации в плане утвержденной краевой программы. Рано или поздно это все равно делать придется, и хорошо бы до того, как МЧС приедет на очередную ЧС».
Эксперт напомнил, что до сих пор нет понимания, какие перепланировки были сделаны в городских домах. Многие собственники подвальных помещений сносили стены или пробивали в них проемы. У такой недвижимости часто уже новые владельцы, которые просто не знают, с какими рисками сталкиваются и как на самом деле должен выглядеть дом. Проблему с неудовлетворительной работой УК и хроническим недофинансированием содержания МКД тоже не решили.
Еще одним негативным фактором для жилого фонда Перми Луговой назвал значительную долю сталинок, хрущевок и брежневок. По его мнению, давно назрела необходимость определить, когда и на каких условиях сносить дома массовых жилых серий середины прошлого века. Необходимо на краевом уровне разработать и принять долгосрочную поэтапную стратегию возобновления или реновации жилого фонда, предусматривающую плановое строительство маневренного фонда во всех муниципалитетах края, расселение и снос аварийного и ветхого жилого фонда, меры по реконструкции или сносу домов массовых серий, а также мероприятия по обследованию всего жилого фонда на предмет выявления опасных перепланировок квартир и общественных помещений. Положения краевой программы транслировать в программах и генеральных планах в каждом населенном пункте края. Принятые правила – фиксировать в новом генплане Перми, так как в старом, срок действия которого истекает уже в 2022 году, этому вопросу не уделено должного внимания.
«В генплане должны быть четко зафиксированы целевые показатели, когда и что сносится, когда и что строится, какие объемы маневрового фонда надо возвести для расселения жильцов. Нельзя эти процессы отдавать на откуп застройщикам, которые могут зайти на площадку в рамках реновации территории, а могут не зайти, могут соблюсти сроки строительства, а могут сдвинуть их, – пояснил Игорь Луговой. – Нельзя обманывать себя: в случаях последних обрушений по счастливой случайности никто не пострадал, а ведь все могло бы закончиться куда плачевнее. Мой прогноз неутешителен: ветшание жилого фонда будет нарастать, как снежный ком, и, если в ближайшее время не будут приняты экстренные законодательные и административные меры, последствия этого ветшания будут гораздо серьезнее».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин