Общество
Общество
Свердловская область
1

В Екатеринбурге зреет «мусорный бунт»? Жители 450 домов взбунтовались против нормативов ТКО

Где взять столько мусора?
Жители поселка Шарташ не знают как собрать много отходов

Жители частных домов в поселке Шарташ с нового года бойкотируют оплату квитанций за вывоз мусора. По словам людей, средняя норма накопления отходов для собственников завышена в несколько раз – 260 литров на человека в месяц. Где брать такое огромное количество мусора ежемесячно жители Шарташа попросту не знают – у всех частные дома с участками: пищевые отходы идут в компостную яму, а потом в огород, бумагу сжигают в печках, остается пластик, стекло и банки от консервов. Собрать за месяц 26 ведер объемом в 10 литров каждое практически невозможно. Потому и ежемесячная сумма в квитанции 182 рубля на одного человека людей не устраивает. Есть ли какие-то варианты решения проблемы и что делать жителям, – в материале «ФедералПресс».

Несправедливый расчет

В екатеринбургском поселке Шарташ 450 домов объединились и стали искать способы решения проблемы – несправедливому нормативу на вывоз ТКО. Активисты собирают подписи и обращаются во все возможные инстанции, пока безуспешно: ведомства отвечают, что регоператор действует в рамках закона, не углубляясь в частные проблемы людей.

Как рассказала «ФедералПресс» одна из местных жительниц поселка Татьяна Комаровская, если в доме проживает большая семья из 5-7 человек, то среднемесячный норматив отходов превышает тысячу литров, а счета составляют внушительную сумму – от тысячи рублей. Горожанка уверена, что такого объема не накопить и за несколько месяцев. Получив первые квитанции, жители сразу обратились за разъяснениями к региональному оператору ЕМУП «Спецавтобаза». Именно этому предприятию с 1 января 2019 года переданы полномочия по исполнению обязанностей регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Восточного административно-производственного объединения Свердловской области, включающим в себя Екатеринбург.

Формально предприятие действует в рамках закона – есть рекомендованный муниципалитетом норматив, утвержденный региональной энергетической комиссией, а «Спецавтобаза» попросту выполняет принятые решения. А то, что мусоровозы, за работу которых в том числе платят жители, выезжают из поселка незаполненными, по утверждениям Татьяны Комаровской, никого не волнует. Кроме того, на некоторые улицы в частном секторе техника в принципе не заезжает – не может этого сделать из-за узких дорог, однако квитанции жители получают исправно.

Информацию подтвердили и в ЕМУП. Как пояснили «ФедералПресс в пресс-службе предприятия, действительно есть три переулка – Яровой, Шаблонный и Казачий, куда физически нет возможности проехать мусоровозу. Но график движения – не константа, он может быть пересмотрен опять же по согласованию с администрацией района. По всем остальным улицам, отраженным в графике, мусоровоз проезжает, что зафиксировано системой навигации, которой оборудованы все машины. Жителям предлагается выставить мешки с ТКО в дни движения мусоровоза на ближайшую к ним улицу, включенную в график.

Жителей такие условия не устраивают, по их мнению, услуга по вывозу, если и оказывается, то далеко не в полном объеме. Потому сейчас они избавляются от ТКО по-своему, кто вывозит за свой счет мусор на официальный полигон в Березовский, а кто-то бросает его в контейнеры возле многоэтажек. «Раньше было лучше, купил пакет в киоске нужного объема, выставил, машина забрала. А сейчас почему мы должны платить за услугу, которой мы может и не воспользуемся в течение месяца», – поясняет Комаровская.

Впрочем, жители частного сектора не против оплачивать работу «Спецавтобазы», но, либо по пересмотренным нормативам, либо по факту вывезенного муниципальным предприятием мусора – взвесил, вывез, выставил счет.

Как поясняет Татьяна Комаровская, до введения новых правил система так и работала: с августа 2009 года отходы в поселке также собирала «Спецавтобаза» в рамках проекта «Наш мусор в белом» без использования контейнеров и площадок для них. Люди покупали пакеты нужного объема и оставляли их на улице, дважды в неделю в поселок приезжала машина и забирала мусор. Но с 2019 года, как пояснили в ЕМУП, старые правила стали вне закона.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Впрочем, адекватность нормативов вызывает вопросы не только в Екатеринбурге, вопрос пересмотра показателей накопления мусора обсуждается на федеральном уровне. «Нормативы могут быть некорректными, поскольку не везде замеры были проведены правильно. Сейчас в министерстве природы РФ разрабатывается методика расчета нормативов, учитывающих интересы разных категорий граждан. По предварительным прогнозам, методика будет готова уже в апреле. Однако и в этом случае, существует опасность. Например, люди поставив один контейнер могут наполнять его и оплачивать вывоз мусора фактически, а излишки выбрасывать в лес. Это грозит несанкционированными свалками. Сейчас все эти вопросы тщательно прорабатываются», – рассказал «ФедералПресс» заместитель исполнительного директора экспертного совета при Правительстве РФ и руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Алексей Макрушин.

Любопытно, что систему начисления тарифов за вывоз ТКО в Свердловской области сейчас проверяют антимонопольщики – регион вошел в пятерку лидеров по поступающим в федеральное ведомство обращениям, об этом журналистам ТАСС рассказал начальник управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Алексей Матюхин. Однако, он подчеркнул, что претензии как правило не связаны напрямую с тарифом, а касаются конечного платежа и порядком взаимодействия с потребителями.

Нельзя не отметить, что ранее правительство Свердловской области заявило, что тарифы на вывоз ТКО будут снижены, а сумма в квитанциях для разных категорий граждан может снизиться почти на треть, но на перерасчет потребуется время.

Однако в разговоре с журналистом агентства в Департаменте информационной политики Свердловской области заявили, что частичное решение проблемы существует прямо сейчас. Жители могу оборудовать контейнерную площадку, для этого нужно обратиться в органы местного самоуправления, заключить договор с региональным оператором на коммерческий учет услуги. В таком случае платить они будут по факту, но сумма затрат будет распределяться на всех жителей поровну. Как именно, – этот вопрос жители должны решить самостоятельно на общем собрании.

В ЕМУП «Спецавтобаза» о подобном способе знают, подтверждают, что такой вариант вполне возможен. Но как это реализовать, жителей Шарташа не известили. Сами же жители в ближайшее время готовы выйти на митинг, если проблема не решится.

Напомним, в конце прошлого года ЕМУП «Спецавтобаза» возглавил депутат думы Екатеринбурга Григорий Вихарев, считающийся представителем «коммунального лобби», к которым относят выходцев из ОПС «Уралмаш».

Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
YouTube 1