В компании «Интергео», принадлежащей известному олигарху Михаилу Прохорову, произошли серьезные кадровые изменения: в совет директоров вошли два бывших чиновника высокого уровня Александр Хлопонин и Лев Кузнецов. Правда, эффекта от этих назначений пока не предвидится, проекты же самой «Интергео» топчутся на месте. Подробности – в материале «ФедералПресс».
На сцену выходят политические тяжеловесы
Совет директоров «Интергео» пополнился двумя членами: в него вошли экс-губернатор Красноярского края Лев Кузнецов и бывший вице-премьер Александр Хлопонин, причем последний еще и возглавил совет.
Они были номинированы в совет директоров «Интергео» Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), который вместе с ближневосточным суверенным фондом (какой именно имелся в виду, РФПИ не сообщал), приобрел в марте 9,53 % акций компании.
При этом сделка входит в перечень проектов Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, созданной по инициативе РФПИ и China Investment Corporation в 2014 году как раз для продвижения российско-китайских инвестиционных проектов.
В то же время очевидно, что в «Интергео» инвесторов привлекли ее проекты по освоению двух месторождений – Кингашского и Ак-Сугского. Сам же РФПИ заявил, что вложения его и партнеров в «Интергео» направлены на реализацию национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости» и «Международная кооперация и экспорт».
Эффект будет, но не сразу
Отраслевые эксперты неоднозначно оценивают пользу от работы Александра Хлопонина и Льва Кузнецова в совете директоров «Интергео».
«При всем уважении к политическому весу указанных персон их опыт в разработке сложных и удаленных месторождений вряд ли позволит компании быстро начать работу на перспективных площадках. Помимо этого, потребность в финансировании проектов очень высока, а государственные программы, которые учитывали их развитие, так и не были приняты и профинансированы», – говорит Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.
Аналитик «Финама» Алексей Калачев придерживается иного мнения. «Вхождение в состав совета директоров «Интергео» Александра Хлопонина и Льва Кузнецова позитивно для компании. Пожалуй, трудно найти более подходящие кандидатуры, способные интегрировать интересы производства, бизнеса, региона и федеральной власти. Эти люди знают проблемы отрасли, работали с Михаилом Прохоровым, который стоит за «Интергео», возглавляли Красноярский край и работали в органах федеральной власти. То есть «Интергео» в их лице получает не только опытных руководителей, но и сильных лоббистов с обширными связями в нужных федеральных и региональных структурах», – отмечает он.
Бурной стройки не видать
Кингашское месторождение расположено в Красноярском крае, Ак-Сугское – в Туве. Проекты по их разработке сходны между собой и в то же время немного различны.
Ресурсы Ак-Сугского месторождения составляют 5,1 млн тонн меди и 121 тонну золота, Кингашского – 2,4 млн тонн никеля, 1,1 млн тонн меди, 98 тыс. тонн кобальта, 261 тонну металлов платины и 52 тонны золота.
«Интергео» рассчитывает ввести в эксплуатацию ГОК на Ак-Сугском месторождении в 2023 году, он должен производить 500 тыс. тонн медного концентрата в год. ГОК на Ак-Сугском месторождении может заработать в 2024 году, его мощность планируется на уровне 520 тыс. тонн медно-никелевого концентрата.
Правда, нет никакой гарантии, что оба предприятия начнут функционировать в заявленные сроки. Например, Ак-Сугское месторождение «Интергео» получила еще в 2006 году и до сих пор не приступила к строительству на нем ГОКа. Сроки неоднократно сдвигались, назывался 2012 год, теперь же речь идет о 2020-м.
Строительство ГОКа на Кингашском месторождении должно было стартовать в 2013 году. Сейчас на дворе 2019 год, а бурной стройки пока не видать.
Денег надо очень много
Разрабатывать Кингашское и Ак-Сугское месторождения будет весьма непросто, считают эксперты.
«Кингашское месторождение при довольно интересных запасах характеризуется довольно низкой доступностью. Только грунтовая дорога до него составит почти 100 км, помимо этого придется тянуть ЛЭП для питания энергией крупного промышленного комплекса. Про Ак-Сугское понятно и того меньше: 240 км от Кызыла. Дороги в Туве в принципе из-за характера местности являются проблемным моментом», – констатирует Максим Худалов.
Он обращает внимание на то, что освоение обоих месторождений может стоить огромных средств – не менее 2 млрд долларов по каждому. Привлечь их в России крайне сложно, заручиться поддержкой зарубежных инвесторов проблематично, поскольку основные интересанты – китайцы, с которыми крайне тяжело вести переговоры.
Вдобавок в Кингашском месторождении, как было отмечено выше, много платиновых металлов, поэтому оно автоматически относится к категории стратегических, и привлечение в проект разработки китайцев может потребовать согласования с правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Соответственно вхождение Александра Хлопонина и Льва Кузнецова в директорат «Интергео» может быть попыткой решения возможных проблем на правительственном уровне.
Власти Тувы против
Слабое место проектов строительства ГОКов на Кингашском и Ак-Сугском месторождениях, не считая плохой транспортной инфраструктуры и необходимости вложения колоссальных средств, – энергоснабжение. Они оба находятся в удаленных районах, куда надо еще проложить линии электропередачи.
В 2012 году строительство ЛЭП длиной 315 км до Ак-Сугского месторождения оценивалось в 12 млрд рублей. С учетом инфляции за последующие годы оно могло подорожать до 18–20 млрд рублей.
К тому же «Интергео» столкнулась с резкой критикой со стороны властей Тувы. «Интергео» намерена проложить линии электропередачи к Ак-Сугскому месторождению через безлюдные районы и тем самым сэкономить средства.
В правительстве же Тувы хотят противоположного – строительства линии через заселенные местности и обеспечения стабильного снабжения электроэнергией небольшого городка Турана и окружающих его сел. Глава Тувы Шолбан Кара-оол на встрече с руководством «Интергео» откровенно выразил несогласие с его планом, заявив, что будет требовать от компании выполнения социальных обязательств.
С канадцами не договорились...
Помимо Кингашского и Ак-Сугского месторождений у «Интергео» были и совсем неудачные проекты. В декабре 2013 года она договорилась с канадской Mercator Minerals об объединении своих активов с целью создания независимой компании, фокусирующейся на добыче руд цветных металлов. «Интергео» намеревалась передать ей Ак-Сугское месторождение, Mercator Minerals – медно-молибденовое месторождение Mineral Park в США и медное El Pilar в Мексике.
Новый игрок глобального рынка рудного сырья должен был называться Intergeo Mining, «Интергео» предполагала получить 85 % его акций, Mercator Minerals – 15 %.
Однако у них ничего не вышло, хотя переговоры между «Интергео» и Mercator Minerals шли до августа 2014 года. Генеральный директор группы «Онэксим» (управляет «Интергео») Дмитрий Разумов был даже вынужден признать провал: «Мы разочарованы тем, что, несмотря на все наши усилия и усилия наших партнеров, нам не удалось закрыть сделку».
… китайцам продали
Схожим образом окончился проект освоения Иканского медного месторождения в Амурской области, содержащего 400 тыс. тонн меди и 57 тонн золота. «Амурмедь», «дочка» «Интергео», проводила геологоразведочные работы, но в конце концов была продана китайцам в сентябре 2017 года.
И, похоже, Кингашское и Ак-Сугское месторождения может постичь аналогичная участь. Да и саму «Интергео» подстерегают опасности. «Основные риски «Интергео» – это геология, доступность финансирования и конъюнктура мировых рынков сырья, которые последние 2 года находились в довольно благоприятных условиях, что заставляет беспокоиться по поводу их возможного ухудшения в ближайшем будущем», – считает Максим Худалов.
Можно в принципе ожидать, что «Интергео» избавится от всех активов в России, если ситуация в экономике страны будет ухудшаться. К тому же Михаил Прохоров вызывает раздражение во властных кругах и не пользуется популярностью у простых граждан, никто по поводу его возможного отъезда из страны сожалеть не будет.
На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу группы «Онэксим», на момент публикации комментариев получено не было.
Фото: pixabay.com