Одиозный российский олигарх Олег Дерипаска отметился двумя громкими заявлениями: он готов отказаться от контроля над группой ГАЗ и хочет организовать призовой фонд для журналистов, способных прояснить, почему он попал под американские санкции. Однако пообещать сделать что-то еще не означает выполнить обещание в действительности. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Дамоклов меч санкций
В целях спасения группы ГАЗ, находящейся под санкционным режимом, объявленным властями США еще год назад, ее владелец Олег Дерипаска готов пойти на жертву и снизить свою долю в ее уставном капитале.
Правда, он признал, что санкции до сих пор не вступили в силу, поскольку срок начала их действия периодически сдвигается. Тем не менее ситуация в группе ГАЗ непростая. «Это трудное время», – сказал Олег Дерипаска (цитируется Reuters).
По его словам, многие поставщики и партнеры перестали работать с группой ГАЗ из-за санкционных рисков, вдобавок на нее оказывалось огромное давление со стороны банков. Поэтому если санкции не будут отменены, то у группы ГАЗ нет шансов выжить. Перенос же сроков ввода санкций не «дает полной свободы» – их угроза продолжает сохраняться.
Все в руках Дерипаски
Отраслевые эксперты считают, что можно добиться отмены санкций для группы ГАЗ в обозримом будущем.
«Санкции США негативно влияют на производственные показатели и проекты группы ГАЗ. Например, немецкий Daimler прекратил сотрудничество с ней из-за риска вторичных санкций. С учетом стратегического значения группы ГАЗ для экономики России правительство и Олег Дерипаска рассматривают различные варианты ее вывода из-под санкций», – отмечает Сергей Суверов, старший аналитик компании «БКС Премьер».
По его мнению, возможным вариантом решения проблемы может стать именно уменьшение доли Олега Дерипаски в группе ГАЗ аналогично тому, как было с «Русалом» и En+ Group: Олег Дерипаска снизил свое участие в их уставных капиталах менее 44,95 % и перестал управлять ими через их советы директоров.
Проблемы есть, или все-таки их нет?
Статистические данные Ассоциации европейского бизнеса острого кризиса в группе ГАЗ не показывают: по ее информации, в прошлом году продажи ею новых коммерческих автомобилей в России увеличились на 4 %, до 60,677 тыс. штук, причем в декабре они подскочили на 26 % (к уровню аналогичного месяца 2017 года), до 8,454 тыс. штук. Однако в первом же квартале 2019 года они сократились на 2,3 %, до 11,431 тыс. штук, но это явно еще не основание говорить о сильном спаде сбыта.
«Продукция группы ГАЗ занимает первое место на российском рынке коммерческих автомобилей с долей рынка около 45 % и второе место (после КамАЗа) – на рынке грузовиков с долей около 10 %. Причем динамика продаж новых автомобилей, произведенных группой ГАЗ в обоих сегментах, практически не отличается от динамики самого рынка в этих сегментах. Это характерно и для 2018-го, и для первого квартала 2019 года, так что говорить, что угроза санкций серьезно ударила по производству и продажам, не приходится», – рассказал Алексей Калачев, аналитик «Финам».
В общем-то, подобное положение дел неудивительно – группа ГАЗ продает автомобили преимущественно в России и странах СНГ, поставки в дальнее зарубежье если и есть, явно не в серьезных объемах. Ее конкурентом считается Ford Sollers (совместный актив американского Ford и российского Sollers).
Тем не менее у группы ГАЗ есть контракты с Daimler, Volkswagen Group и Cummins, и они действительно не хотят подвергнуться опале со стороны властей США из-за сотрудничества с группой ГАЗ. Зато они же могут приобрести долю в ее уставном капитале, от которой планирует отказаться Олег Дерипаска.
«Покупателями доли Олега Дерипаски в группе ГАЗ могут быть как государственные корпорации, так и иностранные игроки, в частности, Volkswagen Group. С учетом опыта отмены санкций в отношении «Русала» и En+ Group добиться схожего результата для группы ГАЗ вполне реально», – считает Сергей Суверов.
«Западные партнеры вряд ли смогут помочь. Volkswagen – европейский автомобильный концерн и прямой конкурент американского автопрома. Его «заступничество» скорее повредит, чем поможет. Единственный путь – договариваться с Минфином США об условиях снятия санкций, как это было с «Русалом», – оппонирует ему Алексей Калачев.
Журналисты знают все
Помимо отказа от контроля над группой ГАЗ, Олег Дерипаска, как было отмечено выше, готов потратить 600 тыс. долларов в качестве приза журналистам, способным докопаться до истинных причин введения против него и принадлежащих ему активов санкций.
Сам же он фактически обвиняет Конгресс США в нанесении ему вреда. «Конгресс хочет больше крови, но он не знает, что происходит в России или или где-либо еще в мире», – рассказал он газете Financial Times.
По словам бизнесмена, Конгресс США был дезинформирован и действовал по принципу вендетты (кровной мести). «Нет никаких фактов, никаких оснований, только грязная ложь, – заявил он. – Было неправильное впечатление, что нанесение ущерба частному бизнесу в России решит проблему. Все совершенно наоборот».
На самом же деле власти США, вероятно, обкатывали на Олеге Дерипаске и его компаниях технологию воздействия санкций и смотрели, какие будут последствия. В итоге «Русалу» пришлось законсервировать Надвоицкий алюминиевый завод и сократить выпуск фольги на «Арменале». Если бы санкции продлились, то последствия были бы гораздо печальнее. Поэтому Олегу Дерипаске пришлось пойти на серьезные уступки, и теперь «Русал» фактически управляется людьми, назначенными из-за океана.
Истина где-то рядом
Не факт, что если вездесущие журналисты раскопают повод для установления санкций, Олег Дерипаска выплатит им 600 тыс. долларов. Непонятно, как он будет оценивать правдивость предоставленных ему сведений, – не пойдет же он лично в Конгресс США и администрацию президента Дональда Трампа с проверкой... Неясно, как он будет выдавать вознаграждение – в коробке с ленточкой или же перечислит на счет, и как отнесутся к этому американские власти.
Алексей Калачев считает действия Дерипаски пиар-ходом. «Решения о санкциях всегда мотивированы какими-то причинами. Можно, конечно, подозревать, что это все видимость, а истинная причина, почему именно он, а не другой, скрыта от посторонних глаз, но это уже какая-то конспирология. Что есть истина – философский вопрос, а что именно из предложенных версий может признать за истину фонд, который будет учрежден (если он будет учрежден)? Да что его устроит, то и признает», – констатирует он.
Сотрясение воздуха
Похоже, Олег Дерипаска любит делать громкие заявления. Например, в январе он направил в Тверской суд Москвы иск против главы КПРФ Геннадия Зюганова, назвавшего его бизнес аферой и преступлением.
«Мы расцениваем это заявление как оскорбление достоинства и намеренную попытку нанести репутационный ущерб как основателю компании «Русал», так и всем сотрудникам, причастным к ее созданию и развитию», – сказал тогда РБК представитель олигарха.
Теперь он требует компенсации морального вреда в размере 1 млн рублей, хотя и не достиг успеха – дело затянулось, и его быстрый финал пока не прогнозируется.
В марте же Олег Дерипаска подал в суд округа Колумбия иск против Министерства финансов США и Управления по контролю за иностранными активами и их руководителей Стивена Мнучина и Андреа Гаки соответственно. В нем он сообщает, что стал жертвой политической борьбы из-за предполагаемого вмешательства России в выборы президента в 2016 году. Санкции были несправедливыми, и он понес ущерб в размере 7,5 млрд долларов.
«Исход тяжбы Олега Дерипаски с Министерством финансов США может быть любым. Суд в американской правовой системе – это состязательный процесс, и многое зависит от аргументов и талантов юристов, представляющих стороны процесса. Надавить на суд или использовать «телефонное право» не получится, тем более на таком высоком уровне, к которому будет приковано внимание прессы. Если аргументы юристов Дерипаски окажутся более убедительными, они выиграют», – говорит Алексей Калачев.
Впрочем, если он выиграет процесс в США, вряд ли он получит возмещение ущерба. Возможная же победа над Геннадием Зюгановым ему популярности не прибавит. Лучше бы он быстрее договорился с властями США о снятии санкций с группы ГАЗ – на ее предприятиях трудится не одна тысяча человек, и за ними стоят их семьи.
В пресс-службе группы ГАЗ предоставить комментарии отказались. На запрос «ФедералПресс» в пресс-службу «Русала» на момент публикации статьи комментариев получено не было.
Фото: РИА «Новости» / Алексей Дружинин, pixabay.com