Вечером 5 мая в аэропорту Шереметьево во время экстренного приземления загорелся самолет авиакомпании «Аэрофлот». В результате происшествия погиб 41 человек. Сейчас случившееся активно обсуждается в обществе. Поднимаются вопросы, можно ли было избежать аварии и гибели людей, оцениваются действия пилотов и раздаются призывы запретить использование самолетов Sukhoi Superjet 100. Основные факты о трагедии – в обзоре «ФедералПресс».
Обстоятельства крушения
Рейс SU1492 вылетел из Москвы в Мурманск в 18:02. Однако через считанные минуты от экипажа поступил сигнал бедствия, а воздушное судно развернулось. Посадить самолет с первого раза не получилось, судно ушло на второй круг. При повторной посадке SSJ ударился о полосу хвостовой частью и сразу же загорелся (по некоторым данным, ударов было 2 или 3). Как полагают источники СМИ, при ударе сломались шасси самолета, а их детали пробили фюзеляж, в том числе попав в топливные баки. Известно, что связи с диспетчерами на момент посадки у пилотов не было.
Некоторые источники сообщали СМИ о том, что возгорание началось на борту самолета, причем еще в воздухе. Но видео, доступные на данный момент, этого не подтверждают. Они говорят в пользу официальных сведений: пожар начался с внешней стороны самолета в результате жесткой посадки.
На борту самолета находились 73 пассажира и 5 членов экипажа. На данный момент известно о 41 погибшем, список жертв авиакатастрофы опубликован (в нем двое детей). Остальным удалось спастись, в том числе четверым членам экипажа. По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, в больницах на утро находилось 6 человек, получивших ожоги, отравление продуктами горения, термоингаляционные и другие травмы. Еще 14 гражданам помощь была оказана амбулаторно.
Известно, что эвакуация из самолета была затруднена в связи с тем, что некоторые пассажиры пытались спасти свою ручную кладь. По словам экспертов, они действовали в состоянии паники, не понимая, что это грозит смертью тем, кому достались места в хвосте. По официальным данным, эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90.
Причины
Пока обсуждаются только предположения, которые не подтверждаются и не опровергаются официальными источниками. Первоначально причиной случившегося называлась неисправность электропроводки. Выдвигалось также мнение о возможном разрушении двигателя в воздухе.
Но позже некоторые СМИ рассказали о том, что к аварийной посадке привел удар молнии. По данным ТАСС, эту версию подтвердили пилоты сгоревшего самолета. Отмечается, что именно из-за этого у экипажа не было связи с землей. Кроме того, разряд мог привести к отказу автоматики, что объясняет проблемы с посадкой.
Что известно о самолете
Самолет Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером RA-89098 – практически новый, был выпущен два года назад. В апреле этого года он проходил техобслуживание.
SSJ – российский узкофюзеляжный лайнер для полетов дальностью не более 3 тысяч километров. Вместимость судна составляет 98 пассажиров. «Гражданские самолеты Сухого» начали его сборку в кооперации с рядом иностранных компаний в 2006 году. Эксплуатация началась в 2011 году. На данный момент самолет используют 9 перевозчиков, в том числе мексиканская Interjet. SSJ есть в парке таких российских авиакомпаний как «Якутия», «ИрАэро», «Ямал», «Азимут», «Газпром авиа».
Самолет постоянно получает нарекания от специалистов авиаотрасли, летчиков, авиакомпаний. Эксплуатанты жалуются на регулярные отказы техники, частые поломки и проблемы с запчастями (часть из них иностранного производства, и приходится долго ждать замены). «Ведомости» сообщали, что двигатели «Суперджета» не дорабатывают до конца срока службы. В прошлом году от использования самолетов отказались бельгийская Brussels Airlines и британская CityJet. Отказ от самолетов, по данным СМИ, рассматривает и Interjet.
Единственное происшествие с жертвами с участием SSJ произошло 9 мая 2012 года в Индонезии. Во время демонстрационного полета в условиях облачности лайнер врезался в гору Салак на острове Ява, погибли 45 человек. Причиной, по заключению комиссии, стало «стечение обстоятельств, некритичных по отдельности».
Главные вопросы
Один из главных вопросов, которые возникают при просмотре видео посадки и эвакуации пассажиров, – почему аварийно садящийся самолет на полосе не встречают пожарные машины? О плохой координации служб аварийного обеспечения в Шереметьево РБК заявили также в профсоюзе работников «Аэрофлота». В пресс-службе аэропорта сообщили, что «на место происшествия незамедлительно прибыли аварийно-спасательная бригада, медицинские экипажи для экстренной эвакуации и оказания помощи пассажирам и членам экипажа».
Следователям и комиссиям предстоит выяснить, почему пилоты так торопились посадить самолет, что вынуждены были идти на рискованное приземление с полным баком горючего. Известно, что летчики так спешили вернуться на землю, что перелетели часть полосы и начали посадку только в середине нее. Сейчас объясняется, что продолжать находиться в воздухе было опасно из-за отсутствия связи с диспетчерами – это могло привести к столкновению с другим самолетом и более серьезной трагедии.
Есть вопросы по поводу попадания молнии в самолет. Эксперты говорят, что такое случается довольно часто и при правильном срабатывании защиты никакой угрозы для судна не несет. Так что, по всей видимости, речь идет все-таки об отказе каких-то систем самолета.
После трагедии
Следственный комитет России возбудил по факту авиакатастрофы уголовное дело. Комиссию для расследования происшествия создали Минтранс и Межгосударственный авиационный комитет. Черные ящики самолета переданы экспертам. Проверку действий «Аэрофлота» проведет Ространснадзор.
В Мурманске объявлен трехдневный траур. Власти региона приняли решение выплатить семьям погибших по 1 млн рублей. Пострадавшие получат по 500 тысяч, заявил врио губернатора Андрей Чибис. О выплатах семьям жертв катастрофы объявил также страховщик авиакомпании.
Депутат Госдумы Михаил Романов предложил ограничить полеты SSJ 100 на время расследования авиакатастрофы. Он направил просьбу об этом генпрокурору Юрию Чайке и председателю СК Александру Бастрыкину. Петиция о запрете на полеты этого самолета появилась также на портале change.org. В Росавиации сказали, что меры по ограничению эксплуатации «Суперджета» преждевременны.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий; Следственный комитет РФ