Волгоградский губернатор Андрей Бочаров актуализировал работу властей с обманутыми дольщикам, сделав ряд важных заявлений и поучаствовав во встречах с пострадавшими. Мы разобрались в действиях властей и перспективах оставшихся долгостроев. Что и как делается, откуда взялись возникли проблемы, а почему некоторые из них не замечали до последнего – в материале «ФедералПресс».
Власти Волгоградской области «не успокоятся», пока полностью не решат в регионе проблему обманутых дольщиков, заявил Андрей Бочаров на встрече с представителями пострадавших участников строительства в областной думе. «Мы для себя будем считать решенной только после того как все участники решат свои проблемы. Без исключения. По каждому объекту, дому, каждой семье», – сказал губернатор.
Власти вошли в долю
Заявление только на первый взгляд кажется дежурным, по отношению к конкретной проблеме оно практически революционное, ведь меньше двух лет назад главным требованием участников многочисленных протестных акций было, чтобы власти их выслушали. На митингах регулярно заявляли требования к губернатору и его профильному заместителю Валентине Гречине, а на плакатах называли Бочарова «губернатором Долгостройской области». Жителей возмущало сравнение их с участниками рискованных капиталовложений, которое себе позволяли чиновники.
Сейчас глава региона вышел к людям с конкретным результатом. За прошлый год достроено девять проблемных домов и три секции – долгожданное жилье получили 1280 граждан. Еще пять объектов уже возводятся.
Механизмы, которыми этого удалось добиться, разные. Основной – передача долгостроев добросовестным компаниям, которые, разумеется, не упустили своей выгоды. По предложению обладминистрации депутаты регионального парламента несколько раз уточняли меры поддержки для таких застройщиков. Главное из них – выделение земельных участков без торгов.
В ноябре прошлого года облдума аккумулировала все меры поддержки в один закон. Также введены соцвыплаты и компенсация части процентов по ипотеке для самих пострадавших, еще также оказывают бесплатную юридическую пользу. Застройщик, который берется достраивать объект с более чем тысячью пострадавших, получает бюджетную компенсацию на возмещение затрат по инженерным сетям при строительстве. Пока такой объект один – ЖК «Парк Европейский», в котором 13 домов 11 по 10 этажей и два 24-этажных. Строительство было окончательно остановлено в 2016 году, выявлено нецелевое использование средств и возбуждены уголовные дела. В декабре 2017 года новый застройщик подписал соглашение, а в июне прошлого года начал возведение домов. Первый обещают сдать в ближайшие недели и еще три до конца года.
Сейчас в областном реестре 24 объекта, в которых 48 проблемных домов, в которых участвовали 3,5 тыс. дольщиков. При этом не исполненными остались обязательства перед 2509 гражданами. В реестре Минстроя РФ только 15 волгоградских объектов и числятся пострадавшими 677 граждан.
Расхождения связаны с критериями отнесения к «проблемным». В Волгограде, уточняет Валентина Гречина, в качестве «точки отсечения» взяты отсутствие изменение строительной готовности за полгода больше, чем на 10 %.
Кому выгодно
Андрей Бочаров, обращаясь к застройщикам, отметил: «нам не надо, чтобы вы уходили в убыток, боже упаси, этого не надо. Те компании, которые получили определенные преференции того объема, что установлено в рамках действующего законодательства, тоже должны понимать. Цены растут. Мы с вами должны будем договориться о фиксированной цене квадратного метра на момент выделения поддержки. Мы не можем просто заходить в рынок, но и если не поддержим отрасль, то через два-три года цены вообще в космос уйдут, мы понимаем».
Больше половины всех домов, которые уже достраиваются, возводит одна компания – «Пересвет-Юг». Их ответственность теперь также жилищные комплексы «Атлант» и «Гринвич». Похоже, что для застройщика завершать долгострои стало, в известном смысле, маркетинговой стратегией. По крайней мере, гендиректор Алексей Цуканов очень критично оценивает перспективы строительной отрасли в регионе из-за низких доходов и, соответственно, крайне слабого спроса. Ввод домов в регионе действительно год от года снижается, а вот долгострои все-таки сдаются.
При этом областные власти еще и прямо выделяют бюджетные средства для закупки квартир в домах, которые добросовестные застройщики не берутся достраивать из-за невыгодности. Это примерно треть объектов. В областном бюджете текущего года заложено 383 млн рублей, а на трехлетний период чуть больше миллиарда. Причем, по словам губернатора, уже после окончания первого полугодия, сумма может быть увеличена.
«Всегда можно требовать экономии бюджетных средств, но это, пожалуй, не тот случай, – рассуждает член регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян. – Ведь в нашей Конституции написано, что мы социальное государство. Надо думать о людях, иногда пренебрегая такими важными атрибутами как рыночная конкуренция и экономия бюджета. Иначе завтра не будет государства как такового».
Сопредседатель «Деловой России» и почетный строитель России Андрей Куприков говорит: «власть наконец начала делать, то, что должна. Мы всегда настаиваем, что готовить нормальные участки, с коммуникациями – это их обязанность. И это хорошо для отрасли. А вот фактический запрет на привлечение долевых средств, который теперь сложился, конечно, станет проблемой».
Сколько уже заработал на достройке проблемных объектов тот же «Пересвет-Юг» (не одна компания, а группа организаций с похожими названиями и схожими по именам гражданами в числе учредителей) не известно точно, так как информация может быть корпоративной тайной. Однако информированный источник в отрасли говорит, что речь идет не столько о высоких заработках, сколько об увеличении рыночной доли. «Прибыль в несколько процентов это по меркам строительного рынка ничего, около ноля. Участки, что эти компании получают, обычно примерно сопоставимой стоимости с тем, что им приходится вкладывать за свой счет».
Несколько домов и секций достроены не будут, признала Валентина Гречина, но дольщики получат полагающиеся квартиры в других объектах новых застройщиков. Так будет в уже упомянутом «Атланте», где 275 дольщиков. Для 82 человек ввели секции, но оставшиеся получат законные «квадраты» в других местах.
К началу 2017 года на два строящихся многоквартирных дома в Волгоградской области приходился один долгострой. По мнению активных пострадавших, собиравших инициативные группы и не опускавшие рук, продолжая писать и требовать помощи, именно их настойчивость вынудила региональные власти взяться за дело всерьез. Достаточно долго заверениям той же Валентины Гречины пострадавшие просто не верили – их смущал постоянный перенос сроков в разработанных «дорожных картах» и перспектива того, что целый ряд объектов были не интересны для новых застройщиков – их предлагалось «передавать через банкротство», что могло означать потерю квартир при реализации имущества владельцев компаний-застройщиков. Многие, как известно, арестованы.
Однако не все верят губернатору и сейчас. Например, один из дольщиков «Ахтуба Сити Парка» рассказал «ФедералПресс», что «чехарда с противоречивыми заявлениями настораживает, хотя первый дом и правда скоро будет сдан».
Лев Поляков, бывший активист инициативной группы ЖК «Доминант», дом которого уже сдан, рассказал, что изменилась ситуация после встречи в федеральном Минстрое. «Мы записались на прием и его дождались. До этого все региональные власти на нас просто никак не реагировали, только принимали входящую почту, хотя по нашему дому вполне интересный расклад с точки зрения экономики. Достроить его было выгодно, но этого долго не делали», – поделился Поляков.
Об аналогичной ситуации заявляют и многие из нынешних дольщиков. Этой весной протестовали те, кто купил квартиры в ЖК «Династия». Им обещали, что объект будет достроен к концу 2017 года.
«Так работает отрасль. Она нерасторопная, руководствуется законодательством, которое часто противоречиво. К сожалению, бюрократическая машина такова», – пояснил Андрей Куприков.
Все это было давно?
По мнению политических экспертов, да и самих дольщиков, ускорить решение вопросов помогла именно политизация проблем. Так было и в 2016-17 годах, когда на волгоградские митинги стали обращать внимание на федеральном уровне.Сейчас, Валентина Гречина также обмолвилась, что власти не хотят «получить протестную акцию, чтобы завтра стояли с плакатами вдоль дороги».
Понятно, почему публичная активизация работы в этом направлении производит именно сейчас – за три с половиной месяца до выборов губернатора и областной думы. При этом Андрей Бочаров постоянно подчеркивает, что все проблемы возникли до его вступления в должность. Выступая перед дольщиками он уточнял это по каждому объекту, не назвав лишь ЖК «Шоколад» (ранее «Чайка»), который начат в 2014 году.
«Это до нас, тринадцатый год», – уточнил Бочаров про «Ахтуба Сити парк». Хотя сам губернатор позже представлял его как один из самых перспективных инвестпреоктов региона на Сочинском форуме.
Совсем уж неожиданном оказалось признание Бочарова в том, что он ничего не знал про недостроенной дом, который начинал УФСИН в Центральном районе Волгограда по адресу Чуйкова, 51 еще в декабре 2004 года. Дом брошен давно, дольщики за счет собственных средств проводили мероприятия по консервации. При этом губернатор, по его словам, узнал о проблеме несколько дней назад. Дольщик этого дома Александр Валюшкин на встрече лично передал губернатору письмо, потому что десятки аналогичных обращений во все возможные инстанции ни к чему не привели. «Слова его, конечно, удивили. Или он несколько лукавит или он, прошу прощения за резкость, немного не тот губернатор. Как можно не знать про недостроенный дом у самой Панорамы Сталинградской битвы? Он вообще в городе не бывает?», – недоумевает Валюшкин.
По этому дому ранее, после 9 отказов, все-таки было возбуждено уголовное дело, но в итоге закрыто по истечению срока давности.
Андрей Бочаров при этом публично потребовал разобраться с истинными виновными «невзирая на лица». «Думаю органы и прокуратура разюерутся пофамильно, кто этому способствовал, кто все это закрутил. Прошу проверить деятельность всех структур и должностных лиц, – сказал Бочаров. – Эта беззубость власти, а может и прикрытие со стороны отдельных должностных лиц. Дадут оценки и правоохранительные органы. Окончательную оценку даст суд в свое время». «Исходя из пробелов в действующем законодательстве, земля частью была роздана частным структурам и лицам, чаще всего за пределами не только области, но и России», – добавил Бочаров.
По мнению Эдгара Петросяна, эти объяснения не выглядят убедительно. «Посадили пока явно недостаточно. Но дело не в этом. Надо активнее работать с застройщиками и выявлять недобросовестных раньше. Так что тут налицо недоработки. После смены кураторов в отрасли эти процессы должны пойти активнее», – отметил он.
Добавим, что, несмотря на очевидные сдвиги в проблеме долгостроев, среднее время сдвига обещаний властей по завершению проблемных домов, больше года. И все самые удобные для решения вопросы уже закрыты, то есть остаются более тяжелые ситуации.
«Хорошо, что сдвинули. Но полностью, окончательно эта проблема никогда не будет решена. Стоимость строительства дорожает, а квадратного метра дешевеет», – считает Лев Поляков.
Бочаров также пообещал «говорить с людьми» и проводить все мероприятия по дольщикам открыто, с привлечением СМИ.
Политологи отмечают, что в существующих условиях пострадавшим остается только верить и стараться выбить больше гарантий до окончания предвыборной кампании. «Понятно, что власть на этом пиарится. Но еще больше опасается негативного пиара. Это же своего рода традиционная волгоградская забава – в свое время через несколько дней после инаугурации губернатора Бровко (Анатолий, возглавлял регион в 2009-2011 годах) дольщики перекрывали трассу и он был вынужден лично с ними разговаривать, – говорит кандидат политических наук Павел Смолянский. – Проблема, как говорится, «в консерватории», а не в конкретных людях. Хочется верить, что произошедшие изменения в федеральное законодательство, сняли эти вопросы на будущее. Пусть даже усложнив обороты застройщиков».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин