В Европе задумались об альтернативных маршрутах поставки нефти. К этому их подтолкнула ситуация с загрязнением хлорорганическими веществами экспортного нефтепровода «Дружба». По мнению экспертов, «Транснефть» подарила европейским сторонникам диверсификации поставок российской нефти прекрасный повод для лоббирования своих интересов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Вторая нитка Поморского нефтепровода пройдет по территории Польши от порта в Балтийском море в центр страны. Строительством займется PERN – польский оператор нефтепровода «Дружба», заявил журналистам глава компании Игорь Василевский. Строительство резервуаров для нефти и топлива, а также второй нитки Поморского нефтепровода позволит углубить диверсификацию и полностью разделить нефть разных сортов. Трубопровод протяженностью 240 км, как ожидается, построят через пять лет.
По сути, это ответ поляков на ситуацию с нефтепроводом «Дружба». Напомним, в апреле в магистральный экспортный нефтепровод попала нефть, загрязненная хлорорганическими соединениями. Из-за этого Польша и Украина приостановили прием сырья. Прокачку нефти польский оператор PERN возобновил только 9 июня.
«Нетрудно представить, что в Польше была масса желающих протолкнуть альтернативные маршруты поставок. Только репутация России как надежного поставщика энергоресурсов не давала им это сделать. Теперь, после того как в системе трубопроводов «Дружба» оказалось 3–5 миллионов тонн суррогатной нефти и никто не может объяснить, как же это произошло, ситуация изменилась. Проблема еще очень далека от разрешения, что бы ни говорила «Транснефть». Чтобы ее решить, потребуются не месяцы, а годы», – говорит Валерий Андрианов, старший аналитик WMT.
По мнению директора Фонда прогрессивной политики Олега Бондаренко, масла в огонь подлили попытки «Транснефти» договориться с польским оператором трубы компанией Pern, чтобы она приняла участие в компаундировании, или смешивании, загрязненной нефти с товарной. Полученную смесь, которая отличается по качеству от той, которую сдают добывающие компании, планировалось продавать потребителям с дисконтом.
«Следовательно, их репутация в глазах европейских покупателей могла бы пострадать. Они, разумеется, в этом не заинтересованы и принимают все необходимые меры, чтобы серые схемы транспортников не сработали, а «Дружба» вновь воспринималась бы как приоритетный маршрут поставок, и другие варианты, несмотря на усилия лоббистов, были бы отложены в долгий ящик», – отмечает Олег Бондаренко.
«Рассказывая о том, что трубопроводные поставки полностью восстановлены, компания, очевидно, выдает желаемое за действительное. Неудивительно, что немецкий завод «Шведт» получает значительные объемы сырья по логистически сложному маршруту через порт Росток. И, думаю, еще долго будет вынужден использовать этот маршрут, чтобы удовлетворить потребности рынка Восточной Германии в качественных нефтепродуктах. Вполне естественно, что и поляки принимают решение о строительстве Поморского нефтепровода от Балтийского моря в центр Польши», – подчеркивает Андрианов.
Прежде всего нужно сказать, что было бы нелишним понять и раскрыть ситуацию, объяснить, что произошло. Потому что три миллиона тонн нефти, которые одномоментно появились в нефтепроводе «Дружба», ниоткуда не берутся. Но нам не объясняют, нам не говорят, не дают никакой удобоваримой версии по поводу происшедшего. Какие были обстоятельства, которые привели к этому всеевропейскому конфликту? Экономист Никита Кричевский видит позицию «Транснефти» как в высшей степени туманную. «Мало того что мы не знаем, по каким причинам произошла эта катастрофа, – мы не видим путей решения проблемы. Потому что понятно, что три миллиона тонн нефти просто так никуда не испарятся. «Транснефть» нам говорит о том, что нефтепровод «Дружба» работает в полном объеме. Но мы также слышим о том, что «Роснефть» не может отправить на экспорт свою нефть, потому что трубы забиты суррогатной нефтью. Здесь нужна транспарентность позиции трубопроводного монополиста, потому что только тогда, когда мы поймем, что произошло, мы сможем искать какие-то механизмы, которые позволят избежать подобных инцидентов», – говорит экономист.
И речь сегодня идет не о трех миллионах тонн нефти, а о миллиардах долларов убытков, которые должны будут возвращать, во-первых, «Транснефть», а во-вторых, опосредованно бюджет.
Но главный вывод о глобальных убытках уже можно сделать: если раньше в глазах европейских потребителей Россия была безукоризненным партнером и выполняла все свои обязательства – была гарантом энергобезопасности Европы, то теперь у сторонников альтернативных путей доставки нефти в Европу появились невероятные козыри в руках, чтобы лоббировать свои интересы.
Фото: pxhere.com