Top.Mail.Ru
Промышленность
Чувашская республика
0

У опасной черты. Что ждет крупный вагоностроительный завод в Чувашии

Производитель
Производитель железнодорожной техники пытается выбраться из кризиса

«Промтрактор-Вагону», выпускающему грузовые вагоны, грозит банкротство по иску его поставщика, которому завод задолжал свыше 254 млн рублей. Но этот иск – лишь вершина айсберга проблем одного из крупнейших предприятий Чувашии. Решить же их быстро точно не удастся. Подробности – в материале «ФедералПресс».

5 тысяч тонн и большой долг

Арбитражный суд Чувашии ввел на заводе «Промтрактор-Вагон» процедуру наблюдения. Поводом послужил иск, поданный челябинской группой «М-Стил», согласно которому «Промтрактор-Вагон» задолжал ей свыше 254 млн рублей.

Но изначально должником «М-Стил» был не «Промтрактор-Вагон», а московская компания «Комплексное обеспечение», связанная с концерном «Тракторные заводы», в состав которых входит «Промтрактор-Вагон». В октябре 2010 года «М-Стил» подписала с «Комплексным обеспечением» договор о поставках. В свою очередь «Промтрактор-Вагон» заключил в октябре 2016 года с «М-Стил» договор поручительства, по которому обязался солидарно отвечать перед ней по обязательствам «Комплексного обеспечения».

«Комплексное обеспечение» вовремя «М-Стил» не платило, и к концу августа 2017 года накопило перед ней долг более чем на 231,5 млн рублей. «М-Стил» направила ей претензии и потребовала погасить задолженность, однако ответа не добилась.

В итоге «М-Стил» подала в ноябре 2017 года в арбитражный суд Москвы иск против «Комплексного обеспечения» и «Промтрактор-Вагона». Тяжбу она выиграла, суд постановил взыскать с ответчиков 221,3 млн рублей (на 10,2 миллиона меньше, чем просила «М-Стил»).

Тем не менее выплат не последовало, и тогда в августе текущего года «М-Стил» направляет в арбитражный суд Чувашии заявление о признании «Промтрактор-Вагона» банкротом, указав в нем задолженность на сумму 254,7 млн рублей. Суд счел иск обоснованным и ввел на предприятии процедуру наблюдения.

По словам начальника отдела сбыта «М-Стил» Натальи Фаттаховой, ее группа отгружала плоский прокат и профиль на борта вагонов. Общий объем поставок в рамках задолженности составил порядка 5 тысяч тонн.

«Введение процедуры наблюдения никак не сказывается на работе предприятия. Наоборот, эта мера позволяет реструктуризировать накопленную ранее задолженность. Основной задачей предприятия является выполнение имеющихся обязательств по исполнению контрактов в полном объеме и в срок. АО «Промтрактор-Вагон» работает стабильно, сокращения персонала не планируются. Более того, для реализации производственных планов кадровая служба завода активно набирает новых работников. За последние полгода на завод было принято 436 новых сотрудников, а заработная плата работников по сравнению с 2018 годом выросла на 50 %», – прокомментировали в пресс-службе «Тракторных заводов».

В ней добавили, что, начиная со второй половины 2018 года, «Промтрактор-Вагон» увеличивал объемы производства. В прошлом году он выпустил 1,442 тысячи вагонов, за девять месяцев 2019 года – 2,889 тысячи.

Все началось не сегодня

Но проблемы у «Промтрактор-Вагона» начались довольно давно. Судя по базе Seldon.Basis, в 2012 году завод последний раз был прибыльным и в дальнейшем не вылезал из убытков. В 2013 году его убыток составил 2,025 млрд рублей, в 2018 году – 3,9 миллиарда.

Одновременно увеличивалась его задолженность: если в 2013 году она была чуть более 23 млрд рублей, то в 2018-м перевалила за 111 млрд рублей. При этом кредиторская задолженность выросла за пять лет почти в десять раз, до 40,799 млрд рублей.

Финансовые проблемы «Промтрактор-Вагона» были отражением трудностей, с которыми столкнулись владеющие им «Тракторные заводы»: на фоне роста их долгов произошел спад заказов на грузовые вагоны. В ноябре 2017 года арбитражный суд Чувашии по иску «Внешэкономбанка» (ВЭБ) ввел в концерне процедуру наблюдения, а его военный актив, «Курганмашзавод», был передан «Ростеху».

Для гражданских предприятий «Тракторных заводов» планировалось привлечь инвестора, способного разобраться с долгами. В качестве такового рассматривался холдинг «Транспортные компоненты». Однако в «Транспортных компонентах» на вопрос корреспондента «ФедералПресс», управляет ли холдинг «Промтрактор-Вагоном», категорически отказались давать комментарии.

Официально сейчас «Промтрактор-Вагоном» и прочими предприятиями «Тракторных заводов» управляет ООО «МИГ «КТЗ». 99 % его уставного капитала, согласно Seldon.Basis, находится в собственности у АО «МИГ «КТЗ», принадлежащего Альберту Бакову и Михаилу Болотину, владельцам обанкротившихся «Тракторных заводов».

Несмотря на проблемы, предприятие пытается выбраться из финансового кризиса. Например, на состоявшемся в августе в подмосковной Щербинке международном салоне «PRO//Движение. Экспо» оно вместе со своей сбытовой компанией «РэйлАльянс» презентовало новый хоппер для перевозки зерна грузоподъемностью 70,5 тонны. На «Промтрактор-Вагоне» явно ожидают, что в ближайшие годы спрос на зерновозы будет высок, и делают на него ставку.

Оптимизм не всегда уместен

Тем не менее говорить о скором выходе «Промтрактор-Вагона» из кризиса было бы опрометчиво. «Задолженность перед «М-Стил» – это ничто по сравнению с требованиями по гарантиям завода ВЭБу по долгам «Тракторных заводов» (права на которые перешли к «Ростеху»). Одна только кредиторская задолженность на балансе «Промтрактор-Вагона» на начало года составляла свыше 40 млрд рублей, а общий объем краткосрочных обязательств – свыше 100 млрд рублей. Для убыточного предприятия с выручкой менее 4 млрд рублей это безнадежные долги», – отметил Алексей Калачев, аналитик «Финама».

Вдобавок российские производители вагонов, включая «Промтрактор-Вагон», могут столкнуться с профицитом вагонов в 2020–2021 годах на фоне отсутствия перспектив для экспорта за границу, считает Сергей Дейнека, аналитик «БКС-Премьер». Тем не менее предпосылки и возможности для улучшения ситуации на «Промтрактор-Вагоне» все-таки есть.

«В 2019 году «Промтрактор-Вагон» планирует увеличить выпуск продукции до 5 тысяч единиц, что втрое выше результатов 2018 года (1,5 тысячи вагонов). Кроме того, у предприятия заключен крупный контракт с УГМК на 800 вагонов, что может оказать ему дополнительную поддержку. Как и в случае с другими предприятиями, попавшими под очередной виток национализации, наилучшим выходом для предприятия был бы переход под контроль частному собственнику и привлечение частных инвесторов», – рассказал он.

Есть возможности, но есть и трудности

Но, похоже, процедуры банкротства избежать будет непросто. Здесь многое зависит от того, как именно будут развиваться события. Вариантов-то всего-навсего три. Либо «Промтрактор-Вагон» сумеет быстро погасить долг перед «М-Стил», либо его производство остановят, имущество (здания, станки) распродадут по частям, рабочих уволят, и от завода останутся одни воспоминания, либо «Промтрактор-Вагон» как единый имущественный комплекс продадут новому собственнику, и тогда он сможет продолжить работу.

Впрочем, пока отраслевые эксперты считают, что еще рано ставить крест на судьбе «Промтрактор-Вагона». «Процедура наблюдения вовсе не означает ликвидации предприятия или даже прекращения его деятельности. Как минимум в 1/5 случаев введения процедуры наблюдения ситуация не доводится до признания юридического лица банкротом. И, кстати, это заблуждение считать, что банкротство – это обязательно путь к ликвидации. Эта процедура создана и используется для оздоровления предприятия», – указал Алексей Калачев.

По его мнению, процедура наблюдения позволят приостановить выплаты по требованиям кредиторов. Проводится анализ активов, возможностей и финансовых потоков, собираются претензии, ищутся пути выхода из сложной ситуации. Наблюдение снимает напряженность, мешающую производственному процессу.

В самих «Тракторных заводах» явно не теряют оптимизма по поводу судьбы «Промтрактор-Вагона», хотя и не скрывают опасений. «На сегодняшний день АО «Промтрактор-Вагон» стабильно увеличивает объемы производства и наращивает прибыль. Однако рост цен на цельнокатанное колесо на 50 % не позволяет в настоящий момент зарабатывать средства, необходимые для расчета по накопленным до 2018 года долгам. В данной ситуации финансовые возможности предприятия будут зависеть от рынка грузовых вагонов и их комплектующих», – прокомментировали в пресс-службе «Тракторных вагонов».

Фото: пресс-служба концерна«Тракторные заводы»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.