За последний год администрации Челябинска удалось практически полностью очистить десять маршрутов города от незаконных перевозчиков. По признанию участников рынка общественных перевозок, нелегалов действительно стало меньше. И это только начало — в ближайшее время власти планируют пошагово изменить всю систему общественного транспорта. Эксперты говорят: для реальных изменений городу нужна нормальная транспортная стратегия. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Нелегалов испугали
Число нелегальных перевозчиков на дорогах Челябинска значительно сократилось. Подход к нарушителям закона изменился: если раньше компанию-перевозчика просто штрафовали, то теперь изымают автомобили и эвакуируют их на стоянку. В 2019 году прошел 71 рейд с эвакуацией, рассказали в администрации города.
«С начала 2019 года свою деятельность без разрешительных документов осуществляли на маршрутах 8, 9 ,24, 48, 52, 64, 66 ,79, 84, 85. На сегодняшний день количество автобусов, работающих нелегально, значительно уменьшилось, на некоторых маршрутах нелегальная деятельность прекращена полностью», – сообщил начальник управления транспорта администрации города Максим Кичеев.
Между тем в соцсетях появились комментарии недовольных отменой популярных маршрутов горожан. Челябинцы до получаса ждут нужного автобуса, из-за того что исчезли нелегалы. «Когда что-то пустят вместо 79-й маршрутки? Как ездить на работу и на учебу детям? Оставили один 14-й с «Родника», его не дождешься, а зимой что, вообще мерзнуть? Если убрали нелегалов,так будьте добры заменить или пустить еще что-то по маршруту «Родник» – ЧМЗ», – просят челябинцы в соцсетях.
Аналогичная проблема с маршрутом 66, на котором лишь недавно появились новые машины.
Легальные перевозчики также отметили эффект борьбы с конкурентами, которые работали вне закона. По словам одного из водителей, пассажиров действительно стало больше. «Работали нелегалы по старым недействующим лицензиям и незаконным копиям маршрутных карт – ездили так, как хотели, и по тем маршрутам, по каким хотели. Если их останавливали на проверку, они просто платили штраф в 500–2500 рублей и ехали дальше работать», – рассказывает один из перевозчиков.
Несмотря на недовольство некоторых горожан, администрация планирует и дальше бороться с незаконными маршрутчиками. Как отмечают в мэрии, в городе нелегальными перевозками занимаются ООО «ВК», ООО «Промсырье», ООО «Эколоджик».
«Деятельность данных компаний является общественно опасной. Их действия можно расценивать как факт незаконного вмешательства в транспортную инфраструктуру города, который влечет за собой как нарушение транспортной безопасности, так и финансовые издержки муниципалитета», – отметил начальник управления транспорта администрации города Максим Кичеев.
«Консервные банки» уйдут в прошлое
По данным администрации, за пассажирские перевозки в городе отвечают 32 частные компании и два городских предприятия – ООО «Общественный городской транспорт» и ООО «ЧелябГЭТ». Все перевозки осуществляются по реестру маршрутов Челябинска. В документе обозначено, что 43 маршрута работают по нерегулируемому тарифу (за них отвечают частные перевозчики. – Прим. ред.) и их обслуживают 1310 автобусов среднего и малого классов. Существенно меньше муниципального транспорта: 14 трамвайных и 17 троллейбусных маршрутов обслуживают 204 трамвая и 185 троллейбусов.
В ближайшее время рынок частных перевозок ждет передел: большинство заключенных договоров истекает в 2019–2020 годах. Администрация будет проводить новые конкурсы. Это значит, что компании, у которых во владении находятся слишком старые машины, рискуют не получить право на перевозки, так как это учитывается заказчиком.
Параллельно с перераспределением маршрутов мэрия рассчитывает увеличить долю муниципального транспорта в общем объеме перевозок.
«Для этих целей разработана новая маршрутная сеть города, в которой скорректированы схемы действующих маршрутов, предусмотрена организация новых и сокращено количество дублирующих маршрутов, обслуживаемых немуниципальными перевозчиками, намечено преимущественное использование подвижного состава большей вместимости», – пояснил Максим Кичеев.
Соответствующее финансирование на обновление муниципального транспорта город тоже получит: в рамках программы «Чистый воздух» муниципалитету будет выделено 2,8 млрд рублей. Кроме того, 8 миллиардов поступит на обновление инфраструктуры электротранспорта.
Без транспортной стратегии — никуда
По мнению директора консалтинговой компании «КЭМП» Якова Гуревича, все грядущие изменения бессмысленны, так как у города по-прежнему нет нормальной транспортной стратегии. «У всех городов транспортная стратегия есть, и только у Челябинска нет. Так что все разговоры об изменении общественного транспорта — пустой треп. Транспортная стратегия должна обосновывать отсутствие метро и что делать с этой «дыркой», обосновывать трамвай как основной вид транспорта в городе, обосновывать троллейбусную систему, систему перевозок и пересадочных узлов, систему ценообразования и другие вопросы», — говорит Гуревич.
Челябинский урбанист Лев Владов также отмечает, что городу нужна нормальная транспортная схема, которая бы предусмотрела все тонкости работы общественного транспорта. «Челябинску нужно посмотреть на опыт Екатеринбурга, который смог интегрировать маршрутки в общегородскую сеть и разработал общую карту для пересадки — единый пересадочный билет, работающий в любом виде транспорта. Все частные перевозчики города там находятся под контролем. У нас в Челябинске же полный бардак – я могу взять «газель», налепить любые цифры и собирать деньги с людей прямо сейчас», – говорит Владов.
Вместе с тем активист отмечает, что стремление администрации увеличить долю муниципального транспорта — благо для города. «Благие намерения — заниматься развитием трамвайной инфраструктуры и увеличивать автобусный парк. Но все-таки общественный транспорт — это не только подвижной состав, но и сопутствующая транспортная инфраструктура: остановочные комплексы, выделенные линии, оснащение светофоров», — отмечает Владов.
Напомним, в конце лета администрация Челябинска анонсировала транспортную реформу, пообещав изменить маршрутную сеть, создать выделенные полосы общественного транспорта, обновить автобусный парк. Однако о разработке документа, предусматривающего комплексное развитие транспорта в городе, ничего не известно. Отметим, выделенные полосы уже организованы на некоторых наиболее загруженных участках дорог. Что же касается остановок, то их обновление в этом году обернулось скандалом и стало последней точкой в карьере вице-мэра по дорожному хозяйству Владимира Алейникова. Глава города Наталья Котова предложила ему уйти в отставку на одном из недавних аппаратных совещаний. Остановочные комплексы не только были поставлены в муниципалитет не в полном количественном объеме, так еще их монтаж на местах высадки пассажиров велся бездумно, порой буквально на проезжей части. На Алом поле новую остановку начали ставить, не убрав старую.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин, Денис Кочкин